Царь, поражающий дьявола Ахримана
Некогда философ древности Гераклит разработал учение о всеобщем «воспламенении» мира по истечении «мирового года» (по Гераклиту – это 10 800 лет). Такое воспламенение изображается им как суд над всеми вещами, ибо «огонь, пришедши, все будет судить и осудит». Безумные действия американцев и англичан подвигают мир к такому «пламени».
Потери оккупантов в Ираке
В Ираке громче звучит гимн Хаммурапи: «День воссияет и прославится имя твое, Ирак, бессчетные люди за тебя да молят». Россия желает мира Ираку, Сирии, Палестине, Ирану. Похоже, что‑то стало «доходить» и до народа США после того, как потери оккупационных войск резко выросли: в Ираке каждый день гремят взрывы, унося жизни сотен мирных иракцев и оккупантов. Полыхает яростное восстание, иракцы (сунниты и шииты) взялись за оружие. Выборы, являясь сплошной фикцией и издевательством над народом Ирака, только подлили масла в огонь.
Г. Мартин. Великий день гнева
Как бы там ни было, национальные интересы России, народов бывшего СССР, в данном регионе сегодня велики, как никогда прежде. Дело не только и не столько в нефти. Могущественная империя Запада придвинулась к нашим городам, границам, окружая Россию по периметру все новыми базами и плацдармами. Как тут не вспомнить во многом пророческие слова Б. А. Тураева: «Сами центры ассиро‑вавилонской культуры – Ниневия и даже Вавилон – находились на ничтожном расстоянии от нашей границы и тем самым напоминали нам, что интерес к изучению Древнего Востока должен быть у нас более жив, чем в Западной Европе». Тем более что ipso facto мир уже стал перед фактом колоссального усиления Восточной цивилизации, включающей многие страны. В этих условиях и страны Запада вынуждены будут отдавать предпочтение Lex civilis (гражданский закон) перед первобытным Lex in manibus (кулачное право). Это случится по мере того как центры силы и власти будут перемещаться из Европы и США в Азию, на Восток и в Россию. Подлинно мудрый политик России в этих условиях должен понимать самоубийственный характер нынешней англо‑американской политики в Ираке и в мире в целом и на основе глубокого анализа и предвидения будущего строить дальнейшие планы и перспективы развития нашего государства – великой России.
Глава 2. Политика и культура древнего Ирана
После ассиро‑вавилонской монархии, этой золотой головы наиболее чистого и наиболее централизованного деспотизма, выступает мидо‑персидская монархия – серебряная грудь и руки, символизирующие менее централизованную деспотическую власть, но зато и более обширную, охватывающую в своих объятиях всю историческую сцену тех времен – от Греции, с одной стороны, до Инда, с другой. Затем идет македонская монархия Александра Великого – это медное чрево, пожравшее Элладу и Восток…
Вл. Соловьев. Россия и вселенская церковь
Начальные страницы персидской истории
Древняя Мидия, Иран, Кир, Дарий – все это вызывает в памяти империи давно ушедших веков. Что знаем мы о них? Не так много, как хотелось бы. Малочисленность письменных источников делает затруднительным изучение древней истории Персии (в сравнении с Египтом, Месопотамией, Грецией, Римом, Китаем, Иудеей). Согласимся с иранистом Р. Фраем (США), писавшим: «Как это ни парадоксально, можно усматривать преимущество (впрочем, весьма относительное) в этой скудости источников по истории Персии, ибо любой атом информации о прошлом Персии приобретает более важное значение, чем, к примеру, какой‑либо предмет материальной культуры, надпись или отдельное слово для истории античного мира, гораздо более богатого и неизмеримо лучше освещенного письменными памятниками». Видимо, это так, но в какой уж раз приходится сожалеть о том, что в эпоху, когда в мире существовало несколько систем письма (VI–V вв. до н. э.), мидяне и персы в Западном Иране все еще смотрели с подозрением и недоверием на это чуждое им искусство. В персидском эпосе изобретение письма приписывалось дьяволу. «И хотя, – пишет М. Бойс, – иранцы использовали арамейское письмо для практических нужд и имели занесенный македонцами в Иран греческий алфавит (прекрасно приспособленный для передачи индоевропейского языка), в большей мере знания и навыки передавались устно, а жрецы категорически «отвергли письмо как неподходящее для записывания священных слов».