Усыпальница Ментухотепа I в Дейр эль‑Бахри. Реконструкция
К усыпальнице вела дорога, напоминающая большой современный проспект (в 1200 м длиной и 32 м шириной). Ее создателем был Иртисен, один из ведущих художников той эпохи (XXI в. до н. э.). Он известен как изобретатель особо прочных инкрустаций и прекрасный художник. Заупокойная плита Иртисена сохранила надпись, говорящую о его высоком мастерстве: «Я был художником, опытным в своем искусстве, превосходящим всех моими знаниями. Я умел (передать) движение фигуры мужчины, походку женщины, положение размахивающего мечом и свернувшуюся позу пораженного… выражение ужаса того, кто застигнут спящим, положение руки того, кто мечет копье, и согнутую спину бегущего. Я умел делать инкрустации, которые не горели от огня и не смывались водой. Никто не превосходил меня и моего старшего сына… Я видел творение его рук как начальника работ в каждом ценном камне, от серебра и золота до слоновой кости и эбенового дерева». В послании ощущается и гордость отца способностями своего сына. Надежная Доставка цветов в Саянске среди цветов.
Слава фиванской династии достигла высот при Аменемхете III. При нем осуществлялись колоссальные ирригационные работы, возникли шлюзы в оазисе Файюм, был воздвигнут фантастический лабиринт, подробно описанный Страбоном. Лабиринт вместе с дворцом представлял собой огромный храм. В нем каждая из 42 областей Египта имела свои залы, где размещались статуи богов. В общих чертах это могло бы напоминать Выставку народного хозяйства и Дворец съездов в СССР. В лабиринте когда‑то собирались правители номов, обсуждая свои текущие нужды. Затем в Египте воцарился Аменемхет IV, процарствовавший 10 лет. Последней же представительницей XII династии стала его сестра Себекнефрура (1792–1788 гг. до н. э.).
Жанровая сцена из мастабы Каджемми
Фараоны сделали акцент на строительство пирамидных храмов, украшая их колоннами в форме связок папируса, бутонов лотоса или пальм и цветными рельефами. Зодчие конца Древнего царства создавали солнечные храмы, с большими открытыми дворами и молельнями, в центре которых высился каменный обелиск. Ученый‑египтолог Г. Эберс, прекрасный знаток Востока, в романе «Уарда» так описывает один из храмов в Фивах. Храм, во внешнем дворе которого Паакер ожидал возвращения жреца, ушедшего за врачами, назывался Дом Сети (храм в Абд эль‑Курне) и был одним из самых больших храмов Города Мертвых… Заложен он Тутмосом III, а Аменхотеп III украсил его грандиозными колоссами (колоссы Мемнона). Дом Сети занял первое место среди святынь некрополя… Храм был посвящен культу душ усопших фараонов новой династии и служил местом торжественных празднеств в честь богов подземного царства. На украшение храма и содержание жрецов и научных заведений расходовались каждый год огромные суммы. Эти научные заведения не должны были уступать древнейшим очагам мудрости жрецов в Гелиополе и Мемфисе. Они были устроены по их образцу и призваны были столь же возвысить Фивы – новую столицу фараонов в Верхнем Египте – над главными центрами Нижнего Египта.
Реконструкция храма в Фивах. XX династия
Гомер воспел Фивы, сказав: «Фивы египтян, град, где богатство без сметы в обителях граждан хранится, град, в котором сто врат…» Строители и архитекторы не жалели средств на отделку храмов. Египетские надписи эпохи Нового царства гласят, что для облицовки внутренних помещений некоторых царских дворцов в фантастических количествах использовалось листовое золото (даже гигантские колонны Рамсеса II в Карнаке были обшиты золотом). «И то, что в настоящее время изумляет при знакомстве с памятниками египетского зодчества, – лишь жалкий остаток былого великолепия», – констатирует русский ученый А. Л. Вассоевич.