Богиня Исида, охраняющая позолоченный ковчег Тутанхамона
После долгих и трудоемких работ (для чего специально от пристани на Ниле к гробнице Тутанхамона проложили узкоколейку) камеру вскрыли. Войдя в нее, Картер обнаружил самый большой драгоценный в мире саркофаг, покрытый листовым золотом размерами 5,2 ґ 3,35 ґ 2,75 метра. Когда отодвинули засов на дверях, увидели еще один золотой ящик с целыми печатями, обнаружив первое (и пока единственное) неразграбленное захоронение египетского фараона! В третьем помещении возвышался еще один покрытый золотом ларец. Вокруг находились изваяния богинь‑охранительниц. Лица их были преисполнены сострадания и скорби. «Одно созерцание их казалось чуть ли не кощунством». Далее вещи переправили в надежное для работы место, и лишь в 1926–1927 годах был вскрыт обитый золотом саркофаг. Почти три месяца работы – и они узрели то, что с таким волнением ожидали увидеть. Цельный саркофаг фараона был высечен из кварцитовой глыбы – 2,75 м длиной, 1,5 м шириной и 1,5 м высотой. Сверху он был прикрыт гранитной плитой. Плиту подняли и увидали мертвого фараона в просмоленных бинтах. Бинты сняли – и предстал его скульптурный портрет из золота. В руках он держал жезл и инкрустированную лазуритом и синей пастой плеть (знаки царского достоинства). Лицо было сделано из чистого золота, глаза из аргонита и обсидиана, брови и веки из стекла цвета лазурита.
Украшения из гробницы Тутанхамона
Черты лица выглядели как живые. Рядом лежал скромный венок цветов с берегов Нила. В трех гробах находились изображения Тутанхамона, в том числе в богатом убранстве, в образе бога Осириса. Третий гроб длиной в 1,85 м был сделан из чистого массивного золота толщиной в три миллиметра. Семь саркофагов, помещенных один в другой, вскрыли археологи, прежде чем добрались до восьмого, в котором и лежала мумия фараона. Картер увидел «…благородное, с правильными чертами, полное спокойствия, нежное юношеское лицо с четко очерченными губами». Мумию Тутанхамона украшало просто невероятное количество драгоценностей. Лицо покрывала маска из кованого золота с его портретными чертами. Под каждым слоем бинтов обнаруживались все новые сокровища. Но еще большее значение имела разнообразная коллекция предметов искусства (мебель, посуда, оружие, колесницы, модели кораблей, ювелирные изделия, статуи). Изделия, найденные там, великолепны. Это золотая статуэтка Тутанхамона, стоящего на черном леопарде; голова фараона, сделанная из дерева; три больших ложа; трон и т. д. Спинка трона украшена была настолько искусно, что Картер впоследствии даже утверждал: «Это самое красивое из всего, что до сих пор было найдено в Египте». Все эти удивительные сокровища можно увидеть в Каирском музее. Если такова была сокровищница незначительного правителя, то трудно себе даже вообразить, что скрывалось (или еще скрывается?) в гробницах таких великих, могущественных правителей Древнего Египта, как Тутмос III, Сети I, Рамсес II?
Изображение Тутанхамона в росписи гробницы
Позволю небольшое отступление… В схватке богов и религий нельзя не видеть противостояния социальных слоев и групп. Религия – прикрытие, ширма, за которой стоят те, кто ее обслуживает, за чей счет существует (и весьма неплохо), управляя и дирижируя верующими. Так было, так есть и так будет. Религия – это власть. Отсюда и непримиримая схватка Амона с Атоном. Превознося Амона (лучезарный, многоликий, многоцветный, предвечный, сотворивший небо и землю, создавший моря и горы, творец вселенной, сердца не насытятся любовью к тебе и т. п.), жрецы тем самым утверждали свою власть, свое место рядом с этим божеством.
Памятники Древнего Египта. Маска Тутанхамона