Г. Доре. Иосиф толкует сон фараона
Благодаря Иосифу не только у фараона, но и в его собственных руках оказались все поля (возможно, что он их скупил). Народ же Египта должен был платить при обработке земель оброк, отдавая иудею пятую часть урожая. Видимо, фараон‑гиксос поставил Иосифа во главе администрации, не доверяя египтянам, считая еврея надежнее. Он сделал его вторым человеком в государстве, отдав ему в жены дочь гелиопольского жреца. За что же тот был удостоен такой чести? Разумеется, за то же, за что российский бездарный фараон возвысил в конце XX века целую «команду иосифов». И те не просто запустили руку в казну страны. Они сделали ее личным кошельком небольшой банды правителей (во главе с первым лицом). Иосиф посоветовал фараону копить хлеба, а затем продавать его народу. Новоявленные Иосифы продавали народу не хлеб, а фиктивные бумажки, в которые превратили богатства страны. Примерно так же им удалось осуществить «приватизацию» собственности Египта. А так как оборотистость евреев была чертой наследственной, он отдал ее в руки собратьев, «семьи Иакова». В. Максутов писал в «Истории Древнего Востока»: «Тогда братья Иосифа переселились в Египет, где им была отведена земля Гесем, между рукавом Нила и пустыней. Врожденная ненависть египтян к евреям была перенесена на последних с завоевателей‑гиксосов, которые были «одного происхождения с сынами Израиля»». По изгнании их сородичей те были обречены на тяжкие общественные работы и покинули страну при фараоне XIX династии, который «не знал Иосифа». Многие связывали Иосифа и его власть в Египте с гиксосской эпохой. Иосифа Флавия обвиняли в том, что он ради удревления еврейской истории отождествил приход и изгнание гиксосов с приходом и Исходом евреев, сделав это «без всяких аргументов и оговорок». Но манефоновские и библейские исчисления времени указывают на то, что пребывание евреев и Иосифа в Египте вполне могло прийтись на время «гиксосских» династий.
Г. Доре. Иосиф открывается своим братьям
При рассмотрении вопроса выяснится, что в основе противоречий (египтян, гиксосов, греков, евреев, скифов, персов) лежали обычные столкновения интересов экономического, стратегического и геополитического свойства. Египет, являясь гегемоном в этом регионе, естественно, был заинтересован в строевом лесе, меди, красках, драгоценностях, стратегических товарах, ибо стремился к господству над важнейшим путем в Азию. Дорогу эту называли Путь Моря. Египтяне обозначали ее как Путь Гора (божество, рожденное от Исиды и представляемое в виде сокола: «Я – Гор, Сокол… Мой полет достиг горизонта!»). Грант считал поведение египтян вполне логичным: «Зависимость Палестины от Египта, как представляется, не была чем‑то совершенно новым, просто именно тогда (то есть в эпоху Среднего царства) египтяне яснее, чем когда‑либо, осознали, что господство над Палестиной не только обусловливает доступ к финикийскому (ливанскому) строевому лесу, но и – как указывал Наполеон – служит необходимым условием для безопасности самой долины Нила. Поэтому идущий вдоль побережья тракт, связывающий обе страны, последние защитили своими крепостями, например в Шарухене (вероятно, теперешнем Тель эль‑Фарахе и Эль‑Арише)».
Фараон Мернептах
Битвы за земли, а также за господство над торговыми путями в древности явление обычное. Тойнби в «Постижении истории» говорит о «конвульсии движения племен», которая имела целью – «переселение в поисках новых мест обитания». Ахейцы, минойцы, дорийцы хлынули в огромных массах в континентальную Азию, а затем и на юго‑восток, «захлестнув, подобно волне прилива, сначала империю Хатти в Анатолии, а затем и Новое царство Египта». Документы свидетельствуют, что под их натиском империя Хатти распалась, в то время как Новое царство Египта выстояло, приняв главный удар в большом сражении на границе между Палестиной и Египтом. Сюда же отнесем и вторжение «народов моря», которое в итоге и привело к изгнанию из Египта гиксосов.