Любопытно и то, как относились древние к этому орудию любви и потомства… Говоря о члене, египтяне обозначали его соответственно той ситуации или сюжету, в которых ему приходилось действовать. Вероятно, громкие эпитеты («могучий», «красавец» и т. п.) ему давали скорее женщины и, разумеется, если тот заслуживал подобной высокой оценки. В иных же случаях его обозначали проще, чисто функционально, как «инструмент» или «мотыга». В любом случае сей орган имел прямое отношение к эротике и любви (два эти понятия даже обозначались одним иероглифом). То почтение, которое испытывали древние к фаллосу, видно и на примере того, что в эпоху Древнего царства при мумификации фаллосы порой мумифицируют отдельно. В рельефах Мединет‑Абу, храма Рамсеса III, имеется довольно редкое для Египта изображение: египтяне ведут подсчет убитых на поле брани ливийцев по отрезанным членам. Трудно сказать, почему они прибегли к таким методам подсчета. Возможно, опять же дело заключалось в том, сколь глубоко почитаем был сей инструмент у всех народов. Естественно, с особым трепетом и преклонением относились к божественному предмету дамы. Известно одно изображение ливийской царевны (с футляром для сего мужского атрибута). Такие же футляры носили египтяне в Додинастический период и в начале Раннего царства. В классическом Египте эта деталь сохранилась в царском костюме. Этот же символ достоинства и силы можно увидеть у карлика Беса, покровителя детей. В той же роли Бес выступал и в античных городах Северного Причерноморья, а также в соседних варварских поселениях. Женщинам, детям и, видимо, в широком плане материнству, покровительствовала богиня Туарет («Великая»), которую изображали в виде беременной бегемотихи, с висящими сосками. Нередко изображения Беса и его нагой партнерши (Бесет) находят в «комнатах инкубации» (в святилище Саккары), которые были предназначены для оздоровительных мероприятий паломников, что проводили тут ночи в мечтах и эротических сновидениях.
Ночной вид главного здания богини Хатхор
Древние египтяне заботились о своем потомстве и любили детей. Однако богиня Мут («Мать») не очень‑то стремилась «стать матерью‑героиней». У нее был лишь один сын от брака с Амоном – Хонсу. Гораздо большим почетом пользовалась богиня любви Хатхор. В честь ее устраивались пышные празднества, во время которых пили хмельной напиток (шедех). В лирических произведениях она выступала как богиня всех влюбленных. Поэты называли ее «Золотой», но умалчивали о детях. Под ее покровительством – все танцы и пирушки, а также дальние странствия. Возможно, древние прекрасно понимали, что между семейными обязательствами, повседневной (и рутинной, что уж там) жизнью с женой и влюбленностью все же есть некая разница… Хатхор – богиня скорее любовниц, чем жен. У нее есть рога, что, возможно, является неким тонким намеком для мужчин, которые и сами частенько носят подобные украшения. Все, кто жаждет любви и понимания женщин, должны обращаться к ней с просьбами и желаниями. Хатхор ассоциируется с переднеазиатскими богинями Астартой, Анат, Кудшу (егип. Кедшет), Шаушкой. Все эти богини известны как покровительницы плотской любви. В честь Хатхор со времени Среднего царства строили святилища на Синае, в долине Тимна и Библе. Одной из самых эротичных богинь была и сиро‑палестинская Кедшет, появившаяся на египетских стелах со времен Нового царства.
Ритуальный систр с головой Хатхор
Имя упоминают в связи с обозначением месопотамских храмовых блудниц (кадиштум). Изображают ее обычно анфас и нагой, стоящей на спине льва. Она предстает перед богом Мином, изготовившемся «к бою». Тут же и переднеазиатский бог войны Решеп. Все это отражает общий исторический фон. Женщина являлась тогда предметом вожделения со стороны как своих, так и чужих мужчин. Как видим, богини любви популярнее богини Нут, что рожает детей каждое утро, а вечером их проглатывает. Актуальны и советы, как удовлетворить женщину и мужчину, а также, как предохраниться от зачатия и болезни. И уж на что верная пара Осирис и Исида, но и то тут Осирис однажды перепутал Исиду с ее сестрой, Нефтис. Чего не случится, когда живешь в одном доме. В общем и целом, египтяне вполне довольствовались обычным семейным счастьем и не искали приключений на стороне. Однако именно с эпохи Нового царства проникает в быт эротика.