Большой Сфинкс
Чтобы узнать Каир, вовсе не обязательно быть историком или археологом. По словам англичанина Олдриджа, чтобы создать книгу о Каире, пришлось бы прожить каждую его эпоху, каждый период, как «человек, у которого двадцать жизней». В ней он знакомит читателя с разными образами города («девять Каиров»). Куда полезнее знакомство с драмой жизни, событиями, составившими 7 актов сотворения города, зачастую столь фантастичными и неправдоподобными, что документальное изложение ничего бы не доказало. Подлинный характер города «настолько экзотичен, что о нем не расскажешь в сухих документах»… Лучше всего виден город с вершины горы Мукаттам, что на востоке. Эта гряда завершает собой Аравийские горы. Тут словно сходятся вместе континенты Африки, Европы и Азии.
Египетский музей в Каире. Главный вход
Стоя у подножия пирамиды Хефрена с Ахмадом эс‑Санадили (видным египтологом из Каирского университета), Олдридж спросил ученого: а как, по его мнению, выглядел Каир и его окрестности 5 тысяч лет назад. Тот, на мгновение задумавшись, ответил: так же, как и сейчас, надо только убрать многоэтажные здания… Пашни, пальмовые рощи, каналы, птицы и люди выглядят так же, как во времена Хуфу (Хеопса), когда фараон приезжал из Мемфиса проверять ход строительства пирамид. «Сегодняшний Каир стоит точно на границе двух царств (Красное на севере и Белое на юге), которые ныне именуют Верхним и Нижним Египтом, и, как столица этих двух столь несхожих частей Египта, он является таким же символом государственного единства, каким был Хуфу для древних царств».
Среди других торговых городов был известен Оксиринх, «типичный град», столица XIX нома. Говорят, что название ному и городу дала нильская рыба – оксиринх. О нем гласят доптолемеевские источники. К сожалению, о птолемеевском периоде сведений мало, но вот в римский период Оксиринх процветал, занимая видное место среди других городов Египта. На это указывает и то, что в начале IV века н. э. римляне наказали ему внести в казну империи немало золота, тогда как разнарядка для ряда номов Дельты составляла четверть суммы. В этой связи обратим внимание на две категории жителей города – ремесленников и торговцев. Среди них упомянуты плотники, строители, гончары, мясники, маслоделы, виноделы, мукомолы, пекари, кузнецы, ткачи, ювелиры. Для города характерна высокая специализация производства. В то же время интересно то, что ремесленники сами же и реализовали ими произведенный товар (в мастерской или на рынке). Хотя со временем они стали прибегать к услугам посредника‑купца. Порой и чиновники не упускали случая подзаработать, торгуя различным товаром (маслом, смолой, медом, мясом). На базарах шла бойкая торговля вином, овощами, фруктами, благовониями, снадобьями и т. д. Что же касается социальной дифференциации населения Оксиринха в IV–VI веках н. э., то есть основания предположить, что в городе было гораздо больше свободных людей, чем рабов. В византийском Оксиринхе рабов было мало и число их все время сокращалось, хотя и в эпоху римского владычества число их невелико (33 – византийский период и 270 – римский). Причина проста. Ни один из рабов не обладал профессией, т. е. мог выполнять лишь неквалифицированную работу («подай‑прими»), выступая в роли слуг, курьеров или доверенных лиц. Основную же массу населения города составляли свободные люди, что и обеспечило его процветание.
Вся история Древнего Египта, как и история последующих периодов, представлена в музеях Каира, Александрии, Гизы, Луксора, Карнаха… Недаром российский антиковед М. И. Ростовцев назвал город Каир «Египтом в миниатюре». В центре Каира, на площади ат‑Тахрир (площади Освобождения), словно кочевник в белом бурнусе, застыл в палящем зное Египетский музей. Музей, построенный французским архитектором М. Дурньоном, был открыт в 1902 году. Первым его директором был О. Марриэт, затем Г. Масперо. По двум сторонам портала, словно часовые, стоят две статуи – символы Севера и Юга Древнего Египта (одна держит лотос, другая – папирус). Сто его залов вобрали многие сокровища древности (статуи Хеопса, Хефрена, Микерина, Рамсеса II; сокровища Тутанхамона; коллекции, посвященные Тутмосу III, Эхнатону и т. д.). Все представленные тут древности Египта превосходят числом, да и значимостью содержание египетских коллекций Британского музея, Лувра, музея в Берлине и Пушкинского музея в Москве, вместе взятых. Для полноты же восприятия и понимания культуры Египта нужно посетить музей исламского искусства (квартал Муски) и Коптский музей в Старом Каире. Если будете в Александрии, непременно познакомьтесь с греко‑римским музеем. Да и путешествие по Каиру даст богатейшие впечатления.