Если важнейшим средством восприятия информации были человеческий глаз и слух, то особым и специфическим инструментом передачи информации и опыта стал язык. По значимости «изобретение речи» важнее книгопечатания или письменности. По мнению Гоббса, «речь» оказалась наиболее благородным и выгодным из всех когда‑либо сделанных изобретений. С помощью ее люди запечатлевают мысли, вызывают в памяти сведения и факты, сообщают их друг другу для взаимной пользы и взаимного общения. «Без способности речи среди людей не было бы ни государства, ни общества, ни договора, ни мира в такой же мере, как это не бывает среди львов, медведей и волков». С ее помощью люди обрели уникальную возможность полнее выражать свои мысли и чувства, общаться с окружающим миром. О значении языка и его роли в жизни человека и общества замечательно сказал в поэме «Храм Природы» Эразм Дарвин, дед будущего великого натуралиста Чарлза Дарвина:
Обменом жестов так сперва возник
Зверей, людей и птиц немой язык,
И пантомима в наши дни на сцене
Почти в таком же состоит обмене,
И пылкий ритор жестами готов
Дополнить силу слишком слабых слов.
Так, вместе с нашим счастьем
и страданьем
Возник язык, рожденный
подражаньем,
И вот для каждой мысли существа
Сложилися созвучные слова…
Из этих волн родятся у людей
Голосовые символы идей;
Всем формам осязанья, зренья, слуха
Дает свои названья сила духа
Иль создает абстрактные черты
Числа, движенья, знанья, красоты…
Зиккурат бога луны Наннара в Уре. XXI в. до н. э. (Южный Ирак)
Однако всего этого было еще недостаточно для обретения прочных навыков и передачи жизненного опыта от поколения к поколению. Требовалось изобрести Слово и ряды слов, затем поставить их в определенной последовательности, организовав в стройную систему. Изречение древних индийцев гласит: «Благословен тот, кто выдумал письмо». Но кто этот гениальнейший творец? В целом ряде мифов утверждалось божественное происхождение письма: вавилонский Ан‑Небо и египетский Тот – боги – «писцы», являвшиеся вместе с тем и властителями человеческих судеб. Судьбы их писались палочкой рока. Ислам учит, что буквы создал сам бог, он же сообщил их Адаму, скрыв даже от своих ангелов. Древние евреи считали «божественным письмом» письменность первых разломанных скрижалей и даже противопоставляли ее «письменности людей». В роли творцов и изобретателей письменности выступали и святые христианских церквей. Святой Месроп и католикос Сахак создали новое письмо – армянский алфавит, на котором затем был сделан перевод Библии. Общеизвестен факт создания славянской письменности Кириллом и Мефодием, а также Вульфилой. С появлением пиктограмм, иероглифов у народов древности (шумеров, египтян, китайцев) возникли условия для обучения. По словам итальянца М. Мачоти, пиктографическое письмо получило развитие в районах Месопотамии и Египта в III тысячелетии до н. э. Затем появилось так называемое угаритское письмо в Сирии (II тыс. до н. э.) и слоговое письмо в Ливане (I тыс. до н. э.). Они и стали прообразом европейского алфавитного письма. Кому отдать первенство? Здесь идет вековечный спор ученых. Одни говорят, что в основе современных европейских алфавитов лежит греко‑латинский алфавит, который греки заимствовали у финикийцев. Но чье письмо первично? Возможно, древнеегипетская письменность была приспособлена к нуждам финикийцев, или, что менее вероятно, наоборот.
Поселение в древнем Уре
Котрелл называл письмо «величайшим из всех египетских произведений». Он полагал, что 6000 лет тому назад жители дельты Нила изобрели примитивные пиктограммы, от которых и произошли 26 букв более позднего египетского алфавита. Одно из величайших изобретений человечества зародилось в Египте. Так считает и профессор Г. Габалла, что к концу IV тысячелетия до н. э. египтяне изобрели систему письма, основанную на иероглифах. Да и вавилонская клинописная литература использовалась в Египте в учебных целях (тексты Эль‑Амарны). Отношение к письму у древних людей было различным – от обожествления письма у шумеров и египтян до настороженно‑опасливого отношения у древних персов.