Одежда семитских обитателей Египта
Вторжение чужаков в столь устоявшееся и зрелое общество как египетское всегда несет в себе ощущение какой‑то нелогичности и неестественности. З. Майяни, автор книги об этрусках, отмечал: «Я размышлял об этом явлении, изучая проблему вторжения гиксосов в Египет в XVIII веке до н. э. Эти иностранцы‑победители принесли в империю фараонов понятия о бронзе, колесе, повозке, лошади и т. д., а также примитивные представления о монотеизме. Для одного известного египтолога 150 лет их господства казались лишь чистым недоразумением, быстро прошедшей неприятностью, которой смешно придавать какое‑либо значение. Египет для этого ученого был чем‑то столь грандиозным и блистательным, что эти чужаки казались ему лишь мухой, присевшей на секунду на его красивое чело, но тут же согнанной». Власть гиксосов в стране в течение 150 лет, т. е. жизни примерно пяти поколений, не такая уж и «муха» (скорее уж это кровожадный «слепень»).
Некоторые египетские тексты отмечают те огромные унижения, что пришлось пережить египтянам от вторгшихся завоевателей, которых они называют «ааму» или «азиаты». В их документах египтяне лишь себя называли «люди», относя другие племена и народы к варварам. «Не беспокойся об азиатах, – говорит принц XIII династии своему сыну. – Они всего лишь азиаты». Однако придет время и египтянам придется задуматься… Кто были эти люди? Вероятно, эти были не столько «правители пастухов», сколь «правители чужих стран» (hyk khwsht). Под этим подразумевались страны Юго‑Западной Азии, что и ранее являлись для Египта источником неприятностей и больших волнений.
Известно, что эти азиаты (откуда бы они ни пришли) были носителями семитского языка и имели семитские имена, что, естественно, сразу породило предположение, что среди завоевателей‑гиксосов могли быть представлены и евреи… «Гиксосы, судя по всему, представляли собой сложный конгломерат множества разных племен и этнических групп. Одной из этих групп, как считают некоторые библеисты, могли быть евреи. Позднее, когда египетские фараоны вернули себе прирожденные права, люди, которым покровительствовали завоеватели, могли впасть в немилость, и новых царей действительно можно было называть «царями, которые не знали Иосифа». Именно так, полагают сторонники теории, началось рабство евреев», – пишет Мертц. Однако завоевание не было столь кровавым и разрушительным, как представляют египетские авторы. Гиксосы внесли и существенный вклад в область военного дела – познакомили египтян с колесницами, запряженными лошадьми, а также с составными луками, которых в Египте прежде не знали. Вовсе не исключено, что и Иосиф поднялся к вершинам власти именно при близком по языку и культуре правящем классе.
Кстати, все тот же В. В. Струве, опубликовав в 1919 году работу «Пребывание Израиля в Египте в свете исторической критики», рассуждая о нашествии «царей‑пастухов», писал: «Завоевание долины Нила было делом нелегким, но как раз в ту эпоху, эпоху конца XII династии, делом далеко не безнадежным и для народа не слишком многочисленного. Египет раздирали тогда сильные внутренние смуты». О них свидетельствует папирус Лейденского музея, на который мы ранее уже ссылались.
Гиксосская колесница
По всей видимости, Струве казалось, пишет Вассоевич, что неотъемлемой частью этого социального переворота должно быть засилие инородцев. Ну а коль скоро эти «инородцы сделались повсюду египтянами», то речь должна идти о нашествии семитических племен «царей‑пастухов». Учитывая опять же нашествие «инородцев» в России предреволюционной и революционной поры, их мощное влияние, думаю, попытка выстроить подобную ретроспективу известным ученым вполне объяснима.
Полагаю, не религиозная сторона оказалась самой болезненной. Страшнее всего был «полнейший беспредел», как мы сегодня сказали бы, наступивший при гиксосах. На них в Египте не стало никакой управы. Если раньше, как мы видели, жрец и раб были перед судом зачастую (хотя бы формально) равны, то теперь все изменилось. Гиксосы повели себя как кровососы. Струве говорил: стало почти что общим местом воспринимать эпоху господства гиксосов как время, когда «в Египте не было общепризнанной законной власти». В папирусе, повествующем о борьбе фиванского князя Секненре с гиксосом Апопи, сказано: «Случилось это, когда земля египетская была под властью проклятых, и не было владыки‑царя, но царь Секненре был правителем в граде юга – в Фивах, а проклятые города азиатов имели князем Апопи в Аварисе».