Г. Семирадский. Загадка Сфинкса
Когда власть фараонов пошла на убыль, менее внушительными стали и усыпальницы. Предание гласит, что к тому же и народ Египта взбунтовался против мании величия своих царей. Создание колоссальных объектов становилось делом все более затруднительным. Характерно, что Шепсескаф, последний фараон IV династии, династии создателей великих пирамид, для своей мастабы, каменного саркофага, выбрал место, удаленное от пирамид Гизы и Дашура. Позже не только гробницы жрецов конкурируют с пирамидами великих фараонов, но даже люди среднего достатка, завершая жизненный путь, стремятся оставить на месте их погребения хотя бы небольшое надгробие, соответствующее своему положению и влиянию. Строительство пирамид еще долго не прекращалось. Будут пирамиды в Абусире, символ нового экономического подъема Египта (хотя они и меньше пирамид в Гизе), будут новые пирамиды в некрополе Саккара, похожие не столько на горы фараонов, сколько на небольшие холмики. Иные из мастаб, домов умерших аристократов или сановников, являются подлинными произведениями искусства. Таковы мастаба Небет (V династия), мастаба визиря Унеферта (VI династия), мастаба принцессы Идут (из 10 комнат), мастаба государственного сановника Птах‑Хотепа, где он упокоился вместе с сыном, мастаба Каджемми. Последняя содержит на своих стенах особенно выразительные и живые сцены охоты и танцев.
Большой Сфинкс
Но над всеми памятниками Древнего Египта, словно некий бог тайной мудрости, царит сфинкс… Его воздвигли в глубокой древности жрецы. У египтян он считался символом силы, разума и ужаса. Окрестные арабы называли статую Абу, л Хол – «отец ужаса» («Хор на небесах»). Сфинкс изображался в облике царя Хафра, с телом царя пустыни, льва, и с символами царской власти. Ученые полагают, что сфинкс – это образ, пришедший из греческой мифологии (чудовище с женской головой, львиным телом и птичьими крыльями). Он – порождение великана Пифона и его жены‑полузмеи Ехидны. Легенда гласит: жил сфинкс на скале возле греческих Фив и задавал путникам одну и ту же загадку: «Кто ходит утром на четырех, в полдень на двух, вечером на трех ногах?» Тех, кто не мог отгадать ее, он убивал. Загадку разгадал Эдип: «Это человек! Он в младенчестве ползает на четвереньках, в зрелом возрасте ходит на двух ногах, а в старости опирается на клюку». Сфинкс скрывал вход в священную подземную камеру, где происходили инициации. Галереи под ним вели в подземную часть Великой Пирамиды. Сфинкс спереди выглядел мужским, сзади женским существом. Изображение сфинкса в виде андрогина значило, что египтяне сознают: боги обладают как позитивным, так и негативным творческим началом. Кстати, фараоны носили хвост Львицы или Коровы сзади, и, «подобно Богам, они заключали двойственную целостность Бытия в одной личности, рожденной от Матери, но являющей собой Дитя обоих полов». Загадкой продолжает оставаться и назначение этого символа. Что он собой представляет: памятник древнего народа своему первому царю Осирису или межевой знак между земной и небесной жизнью?
Много лет идут споры о времени и цели его создания, о том, кого следует считать зодчим Сфинкса. Первым упомянул о его существовании римский историк Плиний (23–79 гг. н. э.). Полагают, он был создан во времена фараона Хефрена, строителя второй пирамиды (около 2550 г. до н. э.). Но посетивший Египет Геродот не упоминает о Сфинксе (484–425 гг. до н. э.). Может быть, Большой Сфинкс к тому времени был занесен песком. Время от времени Сфинкса заносило песком… Первым его освободил от песка Тутмос IV, когда тот пообещал фараону двойную корону Египта, якобы явившись тому во сне (XV в. до н. э.). Попытки «вернуть к жизни» Большого Сфинкса предпринимали многие: римский император Септимий Север, Муххамед Али, Кавилья, Масперо…
К сожалению, с веками Сфинкс понес заметный урон. Нет урея на голове (символа власти в виде поднявшейся кобры), от его царской бороды остались лишь обломки. Лик, который первоначально якобы имел черты «одного из великих Магов‑Правителей Атлантиды», напоминает ныне иссушенное зноем, иссеченное песком и ветром лицо бедуина‑кочевника. На нем видны рубцы, но не от сабли, а от долота: некий набожный шейх в XIV веке изуродовал его, выполняя якобы завет Мухаммеда, запрещавший изображать человеческие лица. Видны раны от пушечных ядер орудий мамелюков, использовавших Сфинкса как мишень. Это никак не снижает его популярности у туристов в ходе представления у подножия пирамид.