Крепость Ван на скале. Древняя Армения
«Путь ванов». Фреска на стенах храма
Войска Саргона подобно саранче покрыли всю местность. Захватывая города Наири, они часть жителей казнили, часть уводили в рабство. Уничтожались посевы, а запруженные каналы превратились в болота. Сады вырубались, срубленные деревья сжигались, закрома и винные погреба отдавались войску завоевателей на разграбление. Саргон II вспоминал об этом походе: «Имуществом дворца Урзаны и Халди и многим, многим богатством его, которые я похитил в Мусасири, я нагрузил мои многочисленные войска во всем обилии и заставил стащить в Ассирию. Людей области Мусасири я причислил к людям Ассирии, повинность воинскую, строительную наложил на них как на ассирийцев. Услышал Урса (урартский царь Руса I), поник на землю, разодрал свои одежды, опустил руки, сорвал головную повязку, распустил волосы, прижал обе руки к сердцу, повалился на брюхо, его сердце остановилось, его печень горела, в устах его были горестные вопли; во всем Урарту я распространил рыдания, плач на вечные времена я устроил в Наири». Что же касается урартского царя Руса, он после разгрома ассирийцами его войска бросил боевую колесницу и ускакал. Источник писал о правителе армян: «Подобно ночной птице, которая летит перед орлом, сердце его трепетало от страха; подобно человеку, который пролил кровь, покинул он Турушпу, свою царскую резиденцию; подобно животному, которое бежит перед охотником, достиг он склонов своих гор; подобно рожающей женщине, бросился он на постель свою, питье и пищу отстранил он от уст своих, неизлечимую болезнь навел он на себя». Но в какой‑то период Урартское государство стало брать верх над грозной Ассирией (VIII в. до н. э). Весом вклад армян в мировую культуру. Известны легенды, предания, поэма «Давид Сасунский», сказки, труд Моисея Хоренского и прочее.
Шумерское войско середины III тыс. до н. э.
В этическом отношении цари и правители старались придерживаться и определенных норм поведения. По крайней мере, в документах постоянно находим упоминания о том, что превыше всего на свете они ценят закон, порядок, истину, милосердие, добродетель и справедливость. Правитель Лагаша Урукагина, живший в XXIV веке до н. э., с гордостью оповещает о том, что вернул правосудие и свободу гражданам, расправился с алчными и жестокими чиновниками, положил конец несправедливостям, защитил сирот и вдов… Основатель III династии Ура Ур‑Намму 400 лет спустя также издает законы, где говорит, что избавил народ от самых распространенных злоупотреблений со стороны чиновников, урегулировал систему торговли, позаботился о вдовах, сиротах и бедняках. Еще через 200 лет правитель Исина Липит‑Иштар издал свод законов, где говорил, что боги поставили его на царство, «дабы он установил на земле правосудие, устранил всякий повод для жалоб, изгнал силой оружия всех врагов и бунтовщиков и принес жителям Шумера и Аккада благоденствие». В истории видим множество подобного рода деклараций о благих намерениях правителей. Ими, как говорится, довольно искусно «вымощен ад». И тем не менее основная часть жителей Месопотамии все же обладала юридическим правом. Еще Геродот отмечал, что почти у каждого жителя Ассирии и Вавилона была личная печать, которыми они фиксировали свое участие в тех или иных правовых актах. Лишь самые бедные не имели печатей, а выдавливали отпечатки своих ногтей на глине, когда приходилось выступать в суде свидетелями. Писец отмечал в документе: «Вместо печати приложили они свои пальцы». Крамер утверждал (на основании анализа поэмы «Гильгамеш и Агга из Киша»), что в ней говорится о том, что уже около 2800 года до н. э. в Шумере существовало нечто вроде демократического двухпалатного парламента. Так ли это на самом деле, сказать трудно.