Вавилон – центр торговли, знаний, культуры
…Вавилон становится духовным центром вавилонского мира и его учение получает преобладание над другими. Он играет такую же роль, как Рим в Средние века…
Г. Винклер. Духовная культура Вавилона
Г. Винклер. Духовная культура Вавилона
Повышеный интерес у историков, художников и писателей всегда вызывал Вавилон… Легенда гласит, что основала город Вавилон Семирамида‑Ассириянка, Шаммурамат. Она убила супруга‑царя, завоевала всю Азию от Египта до Инда и железной рукой правила своим царством сорок лет, а затем вознеслась на небо в облике голубки. Ей приписывают и создание висячих садов. О Вавилоне упоминают с периода III династии Ура, когда сюда стал перемещаться политический центр Месопотамии. Новошумерская империя Ура стала средоточием торговых путей. Ей удалось расширить и укрепить завоевания саргоновского наследия.
Хаммурапи принимает законы из рук бога Солнца и правосудия. XVIII в. до н. э.
Первый царь Вавилона – великий Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.). Он и объединил страну после периода смут. Известен кодекс законов Хаммурапи, найденный археологами при раскопках эламской столицы Сузы. Элам, «возвышенная страна», расположена была к востоку от Вавилонии (о ней говорит Библия). На барельефе даны основные положения шумерийского права. В кодексе 282 статьи (уголовный кодекс, законы о оплате труда, женитьбе и разводе, рабовладении и т. д.). «Тогда‑то меня, Хаммурапи, назвали по имени, дабы установить в стране справедливость, погубить беззаконных и злых, дабы сильный никогда не притеснял слабого, дабы плоть людей была удовлетворена». В Кодексе видно стремление составителей примирить интересы различных групп населения. Но красной нитью проходит мысль защиты слабого от сильного и стремление дать каждому право на справедливое решение. Как скажет Э. Кьера, «чем больше я читаю Кодекс, тем больше восхищаюсь умом и мужеством законодателя». На стеле был изображен сам Хаммурапи и бог правосудия. Написанные клинописью законы были созданы за 1500 лет до Римской империи, являя собой первый кодекс, где правосудие вершит государство, а не бог. Хотя известны и более древние судебники, скажем, законы Шульги (конец III тыс. до н. э.).
Ашшурбанипал II. Барельеф на каменной плите из Ниневии
Юристы тут впервые создали процедуру фиксации торговых сделок, фиксировавшихся устно. С развитием права появляются письменные документы – «купчие». Древнейшие из документов найдены в Лагаше и Шуруппаке и восходят к первой четверти III тысячелетия до н. э. К началу первой вавилонской династии дифференциация видов документов и выработка терминологии приобрела уже законченный вид. Документы свидетельствуют о развитой системе права, о высокой юридической технике и о специальных юридических познаниях юристов. «Все это вместе взятое – результат широкого и оживленного обмена между отдельными городами и частями государства, возникновения многочисленных кредитных операций, развития ростовщичества, широкого отчуждения недвижимого имущества и т. д. в рамках классового общества этой эпохи, великолепным памятником которого является кодекс законов, составленных Хаммурапи», – отмечает А. П. Рифтин.
Царь Вавилона наделяет владением своего подданного
В 1901 году французские археологи, возглавляемые Ж. Де Морганом, откопали обломки из диорита. Когда их сложили вместе, образовалась стела высотой в 2,25 м, шириной от 1,65 м в верхней части и до 1,9 м в нижней. Ученый‑ассириолог Шейль расшифровал надпись. В верхней ее части помещено изображение бога Солнца, света и справедливости Шамаша, который, сидя на троне, передает вавилонскому царю Хаммурапи свиток со сводом законов. Вся остальная часть стелы покрыта клинообразным текстом на вавилоно‑семитическом языке. Большая часть этих колонок содержит 247 статей законодательства (10 колонок посвящено перечислению титулов царя, 7 – выскоблено). Законодательство начинают положениями о нарушении порядка судопроизводства: 2 статьи об обвинителе‑клеветнике, 2 – о лжесвидетелях, 1 – о нарушении правосудия самим судьей. «Если судья вынесет приговор, постановит решение, изготовит документ, а потом изменит свой приговор, то, по изобличении его в изменении приговора, этот судья должен уплатить в 12?кратном размере иск, представленный в этом судебном деле; а также должен быть публично свергнут со своего судейского стула и никогда вновь не садиться с судьями для суда». Видимо, случаи мздоимства и злоупотребления положением со стороны судей и тогда были нередки, за что их и наказывали.