Рельеф статуи Санусерта I. Каир
Верхний Египет располагался в нижней части течения Нила. Его ландшафт суров. Нижний Египет, напротив, щедро питается водами Дельты и более населен. В Нижнем Египте возникли первые поселения. Каждое имело своего царя. Выделялись Саис и Метелис (сюда шло золото из Нубии и дерево из Сирии), а также Леополь. Греки назовут его Гелиополь (город Солнца). С Гелиополя и началось религиозное и социальное объединение частей Египта. Затем власть перешла к городу Буто, где возник первый «ном» в истории Египта, во главе с номархом. По воле народа главой стал Анджти – «Защитник». Цари Буто короновались в Гелиополе. На юге резиденцией фараонов был город Нехеб. Острая борьба развернулась за земли Среднего Египта, находившиеся в общем владении царей Севера и Юга.
Две короны фараонов – Нижнего и Верхнего Египта
По словам известного египтолога У. Питри, первые три династии правителей Египта не оставили следов своего культурного и литературного влияния, если не считать некоторых материальных памятников культуры. «Для нас это всего лишь миф или литературная традиция. Как цари – основатели Рима или первые короли Ирландии… О первых трех династиях до нас дошло только несколько записей придворного летописца, и то сделанных лишь три тысячи лет спустя, и мы должны рассматривать их как таковые, не более, ибо никаких материалов того периода уже тогда не сохранилось». Однако время, усилия археологов, сухой климат помогли внести серьезные коррективы в эти утверждения более чем столетней давности.
В древнейший период страна состояла из 22 провинций Верхнего Египта и 22 провинций Нижнего Египта. В какой‑то период царь по совету старейшин («десяти великих с Юга») отделился от царства Буто, перенес свою столицу в Абидос, а затем вторгся на земли Дельты. Древнейший город Мендес он разрушил, а последний город Верхнего Египта, Метелис, захватил после жестокой битвы. Фараон Нармер, сровняв непокорный город с землей, обезглавил 10 старейшин и возложил на себя «красную корону» Нижнего Египта, еще красную «от крови убиенных собратьев». Это был жестокий фараон. В древней надписи о нем говорится: «Это дробитель голов… он не щадит». На знаменитой «стеле Нармера» (74?сантиметровая плита) он изображен в короне Верхнего Египта, держащим одной рукой за волосы поверженного врага, другой – палицу. На обратной стороне стелы он – в короне Нижнего Египта (перед массой врагов с отрубленными головами). Белая и красная корона соединились (см. рисунок). Так началась первая династия в истории Египта. Это важнейшее событие египетской истории, видимо, имело место в конце IV тысячелетия до н. э.
Мир египетских богов и богинь
Отдельная тема – роль религий в жизни Египта, да и всего Востока. Нет сомнений в том, что религиозные верования и обряды играли исключительную роль повсюду, где обитал человек, ибо тот, как справедливо заметил Т. Тэйлор, – религиозное животное. Древний Восток – родина всех религиозных систем. Не были исключением и египтяне, «самые богобоязненные люди» (как говорил о них Геродот). Множество их богов различалось лишь головами, тогда как человеческие тела были одинаковы. Египтяне почитали дождь, как слезы Нила, поклонялись Солнцу, почве, камням, животным, деревьям и растениям. Вначале среди египтян господствовала «естественная религия», единство духовного и природного начал. Народы в своих поступках и инстинктах руководствуются не столько писаными законами или мыслями книжников, рекомендациями ученых и политиков, а некими давно устоявшимися канонами и культами, напоминающими чары мифологии и колдовства. Гегель так объяснял эту склонность людей к религии: «Убеждения, настроенность человека не обязательно принимают форму религии; они могут сохранять известную неопределенность. Однако для тех, кого называют народом, последняя истина содержится не в форме мыслей и принципов; народ склонен считать правом лишь то, что ему дано как определенное, особенное. Эта определенность права и нравственности обретает для народа свое наиболее убедительное подтверждение только в форме существующей религии…»