«Мусульманские и коптские «города мертвых» в восточных кварталах Каира выглядят как продолжение древних захоронений; некоторые современные и совсем недавние гробницы своей роскошью не уступают мастабам, а гробницы халифов еще и превосходят их; саркофаги недавних египетских королей украшены, пожалуй, даже богаче, а мечеть у могилы президента Насера принадлежит к числу самых прекрасных мечетей, построенных в нашем столетии. В предместьях встречаешь мастеров, делающих вазы в той же технике и с таким же умением, что и их древние предки; то же можно сказать о чеканщиках: их инструменты ничем не отличаются от экспонатов эпохи Древнего и Нового царств…» Так что привнесла египетская цивилизация в культурный багаж нового и новейшего времени? И что дала Египту Европа?!
Египет в новое время. Спустя тысячелетия
Египет – одна из главных колыбелей человечества. В нем воплотились лучшие черты Востока. Его культура распространилась на земли Африки, в страны Средиземноморья, Финикии и Месопотамии, а Александрия сосредоточила лучшие научные силы в эпоху расцвета Греции. К. Маркс полагал, что египетская мифология не могла быть почвой или материнским лоном греческого искусства. Однако мы убедимся, что это не так. И дело не только в том, что культы Египта смешались с греческими после основания Аргоса и Афин (их пропагандой занялся Орфей, объехавший Грецию). Геродот Галикарнасский, посетивший эту страну в V веке до н. э., отметил общность религиозных верований двух народов и уделил описанию Египта целую главу своей «Истории». Римлянин Плутарх посвятил описанию культов Египта трактат «Об Осирисе и Исиде», созданный им в Дельфах во II веке н. э. Греки считали себя учениками египтян. Египетское влияние распространилось и на Крит. Тайны египетской медицины вошли в обиход медицинской практики Средневековья, а ее архитектурные навыки были использованы строителями Греции и Рима. Египет становится неотъемлемой частью эллинистического мира, а затем и провинцией Римской империи, оказав воздействие на мировую культуру, подтверждая слова Ж. Шампольона: «Египет – мать всей европейской культуры». Учитывая тогдашний европоцентризм мировой науки, было важно внести коррективы в историю цивилизации. Шампольон решительно заявил, что именно «на Востоке надо искать начало эллинской культуры» («Вступительная речь к курсу археологии»). Люди, распространившие среди эллинских племен Арголиды, Аттики первые сколько‑нибудь развитые формы цивилизации, пришли с побережья Египта. Тот сделался для них школой, куда уезжали учиться законодатели Греции, преобразователи ее культа, многие эллины Европы и Азии, ускорявшие развитие греческого общества. Они распространяли с помощью собственного примера изучение естественных наук, истории и философии. «Итак, только благодаря углубленному ознакомлению с памятниками Египта, а главное благодаря очевидности фактов, устанавливающих древность цивилизации на берегах Нила, предшествовавшей даже политическому существованию Греции, фактов, устанавливающих также наличие многочисленных сношений нарождающейся Греции с уже древним Египтом, можно будет прийти к эпохе возникновения греческого искусства, к истокам значительной части религиозных верований греков и внешних форм их культа» (Ж. – Ф. Шампольон). Схожую мысль высказал и М. Коростовцев, заметив, что именно культура Древнего Египта «была одним из краеугольных камней всемирной цивилизации».
Короткое путешествие по Нилу
Как нигде в мире, здесь сочетается старое и новое… Такое встретишь разве что в Китае, Корее или Японии. Можно в какой‑то мере понять стремление ряда ученых генетически и культурно связать народ Египта с народом Китая. Мы уже говорили, что немец А. Кирхер, сравнивая египетские и китайские иероглифы, пришел к выводу, что китайцы были потомками древних хамитских племен, некогда переселившихся в Китай. Они в давние времена якобы переселились из долины Нила в долину реки Хуанхэ. Трудно сказать, что тому было причиной – близость ли языковых идеограмм и пиктограмм народов, высокая степень знаний, убежденная вера в духов, культ предков или что‑то другое, – но бесспорна их приверженность традиции. П. Ньюберри, исследовавший гробницы вельмож Среднего царства, говорил о Египте: «Почти во всех проявлениях повседневной жизни в Египте мы видим старое в новом. Большая часть церемоний египтян от их рождения до смерти вовсе не мусульманские или христианские, не римские и не греческие, а древнеегипетские… Леди Дафф Гордон как‑то заметила, что Египет – это палимпсест, на котором Библия написана поверх изречений Геродота, а Коран – поверх Библии, но древние письмена все равно проступают сквозь все наслоения». Сочетание старого и нового видим и сегодня. Мы уже отмечали всю ограниченность теории Тойнби, обрекавшей египетскую историю на немоту и стагнацию. Б. Хартц пишет: «По гипотезе Тойнби, последние 10 столетий египетской истории следует рассматривать даже не как стагнацию, но как окаменение; бальзамирование настолько успешное, что даже труп не знал, что он мертв. Схема не работает для Египта, и профессор Тойнби с обезоруживающей искренностью признал это в своем последнем томе. Египет был главной мелью, на которой застревала теория, но не единственной…» Безусловно, не единственной. Еще большее фиаско ожидало тех европейских ученых, кто вдруг вздумал увидеть в великой культуре Китая лишь некое производное от западной цивилизации.