Эфиопское войско в походе
Занимающая часть плато Африканского Рога Эфиопия расположена рядом с Египтом. В священных египетских письменах сказано: «Наш народ родился у подножия гор Мун у истока Нила»… Все это любопытно. В глубокой древности эту часть Африки заселил народ хаммитской языковой семьи и еще до появления негритянских племен стал безраздельным владельцем большей части севера и востока Африки. Позже сюда пришли семиты из Южной Аравии. Одной из этих групп были фалаша, признававшиеся как евреи («черные евреи»). Они не знают иврита, но сами себя называли «бета Израэль» (т. е. «дом Израиля»). Для эфиопских императоров, часто травивших их, они, как пишет А. Бакстон, «были как заноза в теле», ибо так и не подчинились им. Греки же называли эфиопов народом с черным лицом («с обожженными лицами»). Возможно, предки абиссинцев пришли из царства Шеба, или Себа, что некогда находилось на территории теперешнего Йемена (I тыс. до н. э.). Они принесли с собой южноарабский язык – «геэз», использовавшийся на протяжении истории Эфиопии как язык литературы, богослужения.
Эфиопский вождь Менелик на коне
Слоговая азбука, служившая его письменной основой, хотя и забытая позже на их родине, стала алфавитом, на котором основывается письменное и печатное слово современных абиссинских языков. В истории Эфиопии различают период, предшествующий царице Савской (об этом периоде известно мало), и время правления царицы Савской, что ездила к царю Соломону (он «дал царице Савской все, что она желала») вместе с финикийской царевной, дочерью Хирама. Утверждают, что царица родила от Соломона сына Менелика («происходящий от мудрого»). Событие это произошло, видимо, около 970 года до н. э. О визите упоминается в Книге псалмов. Когда‑то в давние времена главным городом страны Шеба якобы правил гигантский дракон. Население обязано было нести ему дань (скот и девушек). Герой Агабоз убил чудовище и стал царем. Ему наследовала дочь, красавица Македа, царица Шебы, известная миру как царица Савская. С ее правления (1000 г. до н. э.) якобы и ведет начало официальная история Эфиопии. В Аксуме, за пределами города, находятся могилы царицы Савской и Менелика I, сына Соломона и этой царицы, а также ковчег Завета, переданный Соломоном сыну во время его визита в Иерусалим. Гомер под Эфиопией подразумевал Центральную Африку, простиравшуюся от Красного моря и Индийского океана до Атлантического, тогда как Диодор Сицилийский выделял Эфиопию Западную, Высокую и Восточную. О ней писали Плиний Старший в «Естественной истории» и Помпоний Мела в «Географии». Геродот называл эфиопов («долгоживущих айтьопес») – «самыми высокими, красивыми и справедливыми людьми». Гомер о них писал так:
Зевс‑громовержец вчера к отдаленным
водам Океана
С сонмом бессмертных на пир
к эфиопам отошел непорочным.
«Илиада», I, 423–424
Дж. Б. Тьеполо. Африка
Эфиопское царство было также известно как царство Напаты и Мероэ. Царь ее бесконтрольно распоряжался судьбой любого человека в стране. Он вел войны с соседями, кочевыми племенами, обитателями пустыни. В ходе таких войн захватывались рабы и богатые трофеи, о чем и гласит надпись на стеле Пианхи. Эти и другие подвиги нашли отражение на стенах храмов Мероэ и других городов. Подобным образом запечатлевали свои победы и египтяне. Строй представлял собой рабовладельческую деспотию. Мероэ находилось под влиянием египетской культуры. Хотя в отдельные годы они правили Египтом. Целое столетие правители рода Мероэ были у власти в Египте (эфиопская XXV династия). Эфиопы участвовали в войнах и походах Египта. Их войско было вооружено топорами, копьями, мечами, щитами и т. д. В 1887–1849 годах до н. э. Сенусерт III покорил Куш и установил связи с Кушитским царством (царство Напаты и Мероэ). Тураев назвал их сколком с Египта Нового царства. В основанном нубийцами царстве установлены были схожие с Египтом порядки. Жрецы избирали в цари лиц, отличающихся красотой, храбростью или богатством. Им воздавали божеские почести. Инициатива избрания царя исходила от войска и высших сановников. Верховные жрецы могли при необходимости отправить к царю посланца и приказать ему умереть, объясняя такое решение волей богов. Этот обычай сохранялся долго, пока царь Эфиопии Эргамен (уже во времена Птолемея II), взращенный греками и получивший философское образование, решительно этому не воспротивился. Он проник с солдатами в святилище эфиопов, перебил там всех жрецов и стал править уже по своему усмотрению (Диодор).