С. Крамер. История начинается в Шумере
В сокровищницу мировой культуры вошли многие творческие достижения ассирийского народа. Вся история Ассирии – это непрерывная цепь войн. В результате в стране была создана совершенная военная машина, подобной которой не существовало в древнем мире вплоть до появления македонской фаланги и римских легионов.
Д. Ч. Садаев. История Древней Ассирии
Еще век тому назад считали, что культурно‑исторические познания о Древнем Востоке скудны и ограничены вследствие недостатка источников. И хотя уже тогда были известны тысячи фактов из жизни населявших сей регион народов, считалось, что имеющихся сведений все же очень мало для того, чтобы из сбивчивой массы подробностей составить более или менее стройную картину древней эпохи. Так, авторы фундаментального труда «История человечества» писали век тому назад: «Как мы уже видели, мы ничего не знаем о началах вавилонской культуры. Шумерийцы для нас еще настолько же народ доисторический, как были доисторическими ассирийцы и вавилоняне, когда историю начинали с Греции. В тумане прошлого все еще теряются те долгие периоды, когда человек поселился в долине Евфрата и создал культуру, которая в те времена, когда начинаются наши нынешние познания, уже привлекала завоевателей, – но первых ли? Еще долго не будем мы иметь возможности выяснить из источников того времени или хотя бы из явлений культуры, каким образом первые поселенцы в низменности Евфрата, применяясь к условиям и к качеству почвы, принуждены были постепенно от состояния дикости переходить на более высокие ступени цивилизации. Когда и как были затем сделаны более высокие приобретения, каким образом и при каких обстоятельствах человек совершил важнейшее для историка дело – а именно изобрел письмо, – об этом нам не сообщают никакие источники. В наиболее древние времена, доступные нам, здесь, как и в долине Нила, было уже известно разработанное символическое письмо». Сегодня можно сказать: камни «заговорили», и многое в истории региона стало проясняться.
Глиняная табличка с письменами из Шумер
Драгоценный амулет – жук‑скарабей
Ведь благодаря усилиям многих ученых познания об этом регионе заметно расширились. Сотни ученых, археологов, лингвистов проделали невообразимый труд, чтобы донести до нас первые свидетельства письма древних. И если древнейшие таблички даже говорили только на языке счета и наименований, если в них нет еще «ни одной связной мысли», то и за это нижайший поклон всем, кто расшифровал их. Ведь Д. Окерблад некогда пессимистично восклицал: «Уже давно потеряли надежду когда‑либо расшифровать иероглифы» (1802). Поэтому понимаем Ф. Куланжа, обожествившего тексты: «Тексты, тексты, ничего, кроме текстов». «Древний мир – священный пожелтелый свиток», – писал поэт Вячеслав Иванов. Лишенный души, мысли и страсти древний текст подобен мертвому скарабею. В Древнем Египте навозный жук был символом созидательной силы. У Розанова скарабей – «самый великий из великих, Бог». Но для иных он навозный жук. Схожим образом многие воспринимают литературу, науку, искусство, культуру и в наши дни: для одних это – божественный Олимп, для других – «навозная куча». Тексты, труды ученых, писателей должны воплотиться в художественной культуре, чтобы вызвать в нашей душе яркие ассоциации и древние образы, обогатить нынешнюю жизнь.
Камин в храме обелисков в Библосе
Предваряя наш рассказ, следует заметить: далеко не все народы Древнего мира сумели оставить после себя следы письменной культуры. Шумерам, египтянам, китайцам, грекам, римлянам это удалось. А вот на территории нынешней Палестины и Израиля хотя и были обнаружены древние города и найдены предметы материального быта и предметы культа, хуже обстояло дело с рукописным наследием. Долгое время земли Финикии, Палестины и Сирии хранили упорное молчание. Ранее лишь во дворце Ахава (в Самарии, Центральная Палестина) ученые обнаружили груду таблиц с записями хозяйственного содержания. Это свидетельствует об отсталости и местечковости обитавших там племен и народностей (в том числе и евреев). Египетские тексты лишь раз упоминают о сынах Израиля. Да и «отец истории» Геродот ни разу не упоминал в своих трудах ни Иудею, ни Иерусалима. От индоариев не осталось ни летописных хроник, ни документов или записей исторических событий. В Двуречье же найдено множество ценнейших источников, говорящих о жизни и культуре обитавших там народов. Безусловно, многого ученые XVIII, XIX, XX веков еще не знали. Однако уже в то время немецкий исследователь XIX века К. Бецольд писал: «Если сравнить клинописные данные вавилоно‑ассирийской истории с источниками других народов, например, со средневековыми летописями или китайскими и египетскими памятниками, то нельзя не воздать должного всей обстоятельности, наглядности, точности и относительной достоверности тех исторических повествований, которые сохранились в монументах Ниневии и Вавилона». А посему обратим самое пристальное внимание на данный регион.