Надписи, оставленные войсками Наполеона на древних камнях Египта
Минули века и тысячелетия… Медленно и величаво течет Нил, таинственно высятся пирамиды и перетекают пески, где «каждая дюна – еще не раскопанная гробница». Они видели исход евреев из египетского плена, арабские завоевания, плен султанов, приход Наполеона, вторжение колониальных держав… В истории взаимоотношений европейцев с Египтом немало всего. Если взглянуть на действия Великобритании и Франции, становится совершенно ясно: с начала проникновения на континент те повели себя в отношении Египта и Африки как колониалисты, наглые и бесцеремонные грабители. Словно безжалостные скорпионы из мифа «Исида и семь скорпионов» (из стелы Гора, что находится в Метрополитен‑музее Нью‑Йорка), набросились они на Африку и Египет. «Мы отдавали друг другу горы и реки» на картах Африки, даже не зная точно, «где находятся эти горы и реки», – в 80?е гг. XIX века признался Солсбери, премьер‑министр Великобритании. Впрочем, с конца XVIII века англичане уделяют Египту все больше внимания. Это – важнейшее звено в цепи их владений, простиравшихся в Индию и далее. Вторжение Наполеона в Египет, стратегически важный регион, обострило схватку между Францией и Англией. Борьба становится особенно яростной и бескомпромиссной после пуска в строй Суэцкого канала (1869), сооруженного благодаря усилиям народов Египта, таланту и энергии французского инженера Ф. Лессепса (хотя проект создал австриец).
Суэцкий канал сегодня
Известно, что уже при Наполеоне были проведены первые измерительные работы, целью которых стала бы подготовка к строительству канала, который связал бы Средиземное с Красным морем. Однако французские инженеры тогда ошиблись в расчетах, заявив, что уровень воды в Суэцком заливе почти на 10 метров выше, чем в Средиземном море, хотя он примерно одинаков. Тут следует вспомнить, что еще при фараоне Нехо (VI в. до н. э.) делались попытки восстановить древний канал, некогда соединявший восточный рукав Нила с Красным морем. Тогда, как утверждал Геродот, при строительстве погибло 120 000 человек. Инженеры фараона заявили, что существует опасность затопления Египта, ибо Красное море выше Дельты. Фараону («по повелению оракула») пришлось отказаться от дальнейших работ. Французы также на время отложили проект. В 1847 году по инициативе австрийского канцлера Меттерниха было создано специальное общество по проектировке работ по постройке Суэцкого канала. Возглавил проектировочную команду выдающийся австрийский инженер‑железнодорожник Негрелли. Увы, имя его оказалось незаслуженно забыто, а вся слава досталась французскому дипломату Ф. Лессепсу. Правитель Египта, хедив Саид‑паша, с которым дипломат давно сдружился, выдал Лессепсу и его потомкам концессию на эксплуатацию канала сроком на 99 лет и предоставил в распоряжение общества для строительства канала 25 000 феллахов. Условия строительства были крайне суровыми. Лессепс говорил, что в пустыне, окружающей канал, не может выжить даже муха. Без воды работать было невозможно, а снабжение водой только четырех рабочих требовало усилий 25 верблюдов. Арабы работали очень медленно, а из 20 000 французов, греков и итальянцев вскоре на стройке осталось 4 000 человек. Решающее слово сказали огромные землеройные машины мощностью до 10 000 лошадиных сил.
Мост «Стэнли» – великолепное творение архитектуры
К 1869 году стройка века была закончена и канал длиною в 161 км завершен. В честь ее завершения был устроен грандиозный пир (его готовили 500 поваров и 1000 поварят), которому позавидовали бы и самые великие фараоны. Композитор Дж. Верди написал оперу «Аида» на сюжет истории. Фердинанд Лессепс был столь воодушевлен одержанной им и строителями победой над суровой природой, что решил победить ее дважды: через неделю 65‑летний муж женился на 21‑летней миленькой девице. Рамсеса он, конечно, не догнал, но 12 детей – неплохой итог.