Прихорашивающаяся египетская проститутка. Фрагмент Туринского папируса
Гетера, несущая фаллос. Фрагмент древнегреческой вазы
Фаллос несли торжественно, как боевое знамя, водружаемое над поверженным врагом… Птицу‑фаллос обычно сопровождали девушки из знатных родов, хотя случалось, что такой чести удостаивались и гетеры. Порой придумывали различные приспособления, которые еще более оживляли процессию и веселили народ. Французский историк М. Детьен отмечает, что аналогичные празднества имели место и в Египте: «Безусловно, египтяне знали Диониса, они узнали его даже раньше других. Подобно грекам, таким же образом они чествовали Диониса‑Осириса. С той только разницей, что вместо того, чтобы шествовать с фаллосом, как эллины, женщины Египта несли статуэтки на шарнирах, которые они заставляли шевелиться, дергая за веревочки, и мужской член начинал бурно двигаться, пенис статуи был такого же размера, как и она сама. Непропорционально большой член Диониса‑Осириса, который Геродот назвал бы по‑гречески Приапом, таким, каким он предстал в городе Лампаске, но уже век спустя». На празднования Диониса колонии и союзники афинян должны были посылать свои дары в виде фаллосов. Самый большой, 60‑метровый, украшенный золотой звездой, по описаниям, носили на празднике Диониса в Александрии, о чем имеется и документальное подтверждение Калликсена Родосского, которое он оставил, описав красочные фаллофории (то есть шествия с фаллосом), происходившие в этом городе в 275 году до н. э. Вероятно, это было и в самом деле потрясающее зрелище, почище нынешнего (весьма красочного) карнавала в Рио‑де‑Жанейро.
Женские и мужские развлечения
В одном из интереснейших произведений древнеегипетской литературы («Сказке о двух братьях») рассказывается о вполне реальном коварстве, измене жены. В ее основе лежит история двух братьев, один из которых (Бата) женился на коварной и неверной женщине. Не очень удачливым в выборе дамы оказался и старший брат. Несмотря на утрированный характер сказки, она примечательна в философском отношении. Погубив мужа, его жена вышла замуж за фараона. Но даже успешная социальная карьера не принесла ей счастья. И после того как она очутилась «в том интересном положении, что существует лишь для дам», наступил час расплаты. Получилось так, что она забеременела от своего мертвого мужа сверхъестественным путем. Но когда сын вырос, он после смерти фараона свершил над ней суд. Так что описанная выше свобода поведения египетских женщин была относительной.
Лицо нежней сирийских лилий
Избороздил жестокий страх,
И ножки розовые ныли
В тяжелых бронзовых цепях.
Как скалы сумрачной пустыни,
Стоял недвижно длинный ряд
Жрецов безжалостной богини,
Недосягаемой Маат.
И юный сын был с нею рядом,
Смотрел пытливо, как старик,
Давно, давно знакомым взглядом
В ее поблекший скорбный лик.
И вновь, как грозные раскаты,
Звучали страшные слова:
«Я – твой супруг, твой старый Бата,
Я жив, и месть моя жива».
В ответ раздался безотрадный,
Бессильный, жалкий женский плач,
И судьи были беспощадны,
И был безжалостен палач.
И утром около лоханки
Худые уличные псы
Глодали скудные останки
Недосягаемой красы…
О египетских женщинах, входящих в так называемый «царский круг», можно сказать, что они обладали дворцами и имуществом, могли занимать важные храмовые должности и получали за это особую плату. Они разделяли все превратности жизни с супругами, до пределов, которые немыслимы для древних греков. Итак, они обладали высоким статусом и были равны с мужьями перед законом.
Диадема египетской принцессы XII династии