Радости семейной жизни
Подчеркнем еще раз: они с особым рвением заботились о продолжении рода. Особенно желанным в семье был мальчик. В нем видели кормильца и воина. Скажем, Рамсес II очень гордился тем, что у него было 160 детей (в фамильном мавзолее фараона Рамсеса II захоронено 52 сына). Нынешние египтяне его вспоминают, любят, называя в шутку то Казановой, то Синей Бородой. Сказанное не отменяет того, что жизнь большинства людей была сложной. Глава семьи не только распоряжался имуществом взрослых сыновей, но и имел право отдавать их самих в долговой залог. Подобные правила обычны для того времени. Это же видим и в Иудее, где отдавали в рабство сыновей и дочерей. В Египте, Эламе, Вавилонии, Иране, Индии муж мог преспокойно отдать в залог свою собственную жену. Идеальная картина заботливых родителей и мужей, любимых и бережно лелеемых детей, добродетельных граждан часто вступала в противоречие с суровыми, а порой и беспощадными законами тогдашней жизни египетского (простого) народа. Жесток и неправеден древний мир.
Влияние египетской культуры на западную цивилизацию
Влияние Египта на культуру Запада огромно. Тут уже к концу IV тысячелетия до н. э. сложилось централизованное государство, ранее, чем где‑либо в мире, процветали литература, философия, искусство, наука, архитектура, медицина. Отсюда прослеживаются корни зарождавшихся цивилизаций Греции и критской культуры. С европейцами египтяне встречались на финикийском побережье в Библе, заходя по пути на острова Крит, Кипр, Родос, Карпатос, Кифера. На Кифере найдена алебастровая ваза с именем египетского фараона V династии (ок. 2465–2323 гг. до н. э.). В начале II тысячелетия до н. э. меж Египтом Среднего царства и Критом шла оживленная торговля, о чем свидетельствует и множество найденных тут египетских предметов (посуда, статуэтки, печати и т. п.). Своеобразный перекресток цивилизаций. В отношении вклада египтян в мировую культуру шотландец Д. Маккензи писал в «Древних цивилизациях» (1927): «Мы, которые до сих пор пользуемся египетским календарем, впервые появившимся у пионеров земледелия в долине Нила, которые измеряем наше время и пространство по системе вавилонян, должны также признать, что Греция и Рим так никогда бы и не возникли, если бы из той закваски, что дали миру речные долины, не поднялся бы сгусток древних цивилизаций. История наших искусств и наук, история социальных институтов, экономики и торговли не могут быть изучены в полной, исчерпывающей мере без обращения к достижениям древнейших цивилизаций».
Сфинкс. Инкрустированная пластина из некрополя Саламина
Интерес к Египту у греков и римлян возрастал постоянно, начиная с VII века до н. э., когда тут побывали выдающиеся греки – Солон, Фалес, Пифагор, Гекатей Милетский, Гелланик, Платон, Аристагор Милетский и другие. Пифагор был посвящен Аглаофом в мистерии, привезенные из Египта Орфеем, а Кекропс был якобы первым, кто перенес плоды цивилизации Египта на почву Греции. Он же, как утверждают, основал знаменитый впоследствии город Афины. Египет у греков считался «колыбелью тайной премудрости». Солон перенял законы Египта. Согласно им каждый должен был сообщать о своем доходе и платить ежегодно налог правителю провинции. При этом любой египтянин, уличенный в мошенничестве, карался смертной казнью. Вскоре Солон ввел подобный порядок и у себя в Афинах. По словам Диодора Сицилийского, египетским законодательством во многом руководствовался спартанский царь Ликург. У египтян черпал мудрость Платон.
Носильщик жертвоприношений. В правой руке – цветы, в левой – фрукты
Показателен следующий отрывок из Платона («Тимей»). Один из жрецов Египта говорит царю Солону: «Ах, Солон, Солон! Вы, эллины, вечно остаетесь детьми, нет среди эллинов старца!» «Почему ты так говоришь?» – спросил Солон. «Все вы юны умом, ибо умы ваши не сохраняют в себе никакого предания, искони переходившего из рода в род, и никакого учения, поседевшего от времени», – был ответ. В Александрии сложилась и философия Плотина, который прожил тут 11 лет. Св. Григорий, епископ Неокесарийский, юношей изучал философию и медицину в Александрии. В «Житие святых» сказано: «Когда он, будучи еще юношей, изучал в Александрии философию и врачебное искусство вместе со многими юношами, стекавшимися туда от всех стран, то целомудренная и непорочная жизнь его возбудила ненависть его сверстников. Будучи невоздержаны и порабощены страстями, они жили нечисто, входя в дома блудниц, как было в обычае у языческих юношей; а святой Григорий, как юноша христианский, уклонялся от этого пагубного пути, избегал нечистоты и ненавидел беззаконие; как крип (белая лилия) среди терния, так среди нечистых светился он своей чистотой». Родом из Египта (ок. Фив) был и св. Антоний. Влияние египтян особенно ощущается в искусстве, в некоторых усовершенствованиях и технических приспособлениях греков. Их художественные формы нашли отражение в центрах микенской культуры, в применении «законов фронтальности» (архаический Аполлон), в работах скульпторов и художников.