И тем не менее история древнеегипетских цариц, как отмечает В. Головина, остается ненаписанной. Большинство цариц Египта исчезло из истории, напоминая тень царицы Эвридики, растаявшей во мгле царства Плутона. Важная попытка заполнить этот пробел была сделана в 1992 году, когда в ходе шестилетних работ удалось восстановить росписи знаменитой гробницы N№ 66 из Долины царей. Это один из лучших образцов настенной живописи в Египте. Гробница принадлежит царице XIX династии – Нефертари… «Жена царева, великая Нефертари Меритенмут» была супругой самого значительного фараона Нового царства – Рамсеса II. Египет вступил тогда в полосу своего расцвета. С именем Нефертари связано было несколько сотен надписей. Ее монументальные изображения превосходят по своим размерам и уровню мастерства все известные памятники древнеегипетских цариц. Уже то, что ей удавалось в течение 25 лет сохранять привязанность Рамсеса II, говорит о многом. Видимо, это было не очень‑то легко, учитывая, что сей сластолюбец делил ложе с массой наложниц, сестрами и даже двумя дочерьми (это не помешало ему дожить до 90 лет).
Египетские танцовщицы
Если, говоря о Тутанхамоне и Нефертити, мы прежде всего вспоминаем яркие страницы собственно египетской истории, а с именем Александра – ее греко‑македонский отрезок, то вот с именами Клеопатры, Цезаря и Антония в памяти возникает период правления Римской империи. В любовном романе египтянки и великих римлян сошлись две души – волевая душа Запада (Цезарь, Антоний), властная и победоносная, а рядом – жаждущая приключений и страсти душа Востока. «Воплощая двойственность священных образов, женское божество могло быть и доброй Хатор, богиней чувственных наслаждений и веселья, и опасной Сехмет, львицей – вестницей беды и коброй, способной останавливать врагов и грешников» (Ж. Юайотт). Так ведут себя все женщины Востока – они покорны и чувственны, как божественные обезьяны, и ревнивы, опасны и насторожены, как хищные тигрицы.
Бюст царицы Клеопатры из Британского музея
Если бы мы провели опрос среди мужчин, на всех континентах мира, в надежде узнать имя самой пленительной женщины всех веков и народов, то среди самых громких имен на одном из первых мест, помимо Нефертити, была бы Клеопатра, дочь царя Птолемея XII (69–30 гг. до н. э.). Эта умная женщина, ставшая царицей Египта (51 г. до н. э.), сумела обворожить двух известнейших политиков‑воинов императорского Рима – Юлия Цезаря и Марка Антония. Кем же была эта чаровница? «Зловредная волшебница», «дрянь», «трекратная блудница» «беспутная египетская ведьма», «роковое чудовище» («fatale monstrum») или полубогиня, «чудо», «упоительная вакханка» «само вожделение»?
Драгоценные цепочки и пояс из найденных кладов
Говорят, в ее жилах текла греко‑македонская кровь. Отрывочные сведения о ней встречаем у Плутарха и Диона Кассия. Оба уверяли, что Цезарь ради страсти к царице и начал бесславную войну с Александрией и Египтом. Царица, находившаяся в это время в изгнании, якобы дерзко пробралась к нему во дворец ночью (доставленная перед очи повелителя мира в тюке одежд или в ковре). В момент их встречи Цезарю было 53 года, Клеопатре – 21 год. Тот был очарован ее отвагой, речью, красотой. Он пытался примирить ее с царем, чтобы те могли царствовать совместно. Однако возник заговор, на Цезаря напали. Но тот спасся, подпалив при этом знаменитую Александрийскую библиотеку.
Один из образов Клеопатры
Визит Цезаря в Египет имел огромнейшее значение для Клеопатры. Опасные соперники устранены. Она стала полновластной царицей, родив императору сына (его назвали Цезарионом). Дион Кассий так описывал мотивы встречи: «Сначала она хлопотала о себе перед Цезарем через посредников. Потом, узнав, что он падок на женские прелести, сама обратилась к нему с просьбой: «Поскольку друзья не излагают мои дела верно, я думаю, что мы должны встретиться лично»». Она была прекрасна, сияя очарованием юности. У нее был прелестный голос, она умела быть обаятельной. Наслаждением было смотреть на нее и слушать. Она могла покорить любого – даже Цезаря, мужчину немолодого. Одним словом, cherchez la femme!