Вход в мавзолей Ага‑Хана, духовного главы мусульман‑исмаилитов
Разные люди оказывались в египетской пустыне – в Нитрийской пустыне, в Скитской пустыне, в Фиваиде, пустынной местности в Верхнем Египте, около Фив. Порой там попадались и довольно странные люди. Иные стали отшельниками из‑за дам… Ведь христианство рассматривало плотскую любовь как большой грех. Кому из женщин такое понравится… Вступив в брак, некий Аммон убедил жену соблюдать целомудрие. И ушел в пустыню, а жена осталась дома. В данном случае его жена, правда, согласилась на умерщвление плоти и даже собрала дома большое число дев, посвятивших себя Богу. Но в случае с Павлом, одним из любимых учеников св. Антония, дело закончилось совершенно иначе (весьма трагично). В пустыню тот удалился, застав жену на месте прелюбодеяния. Видимо, той надоело слушать его проповеди, когда надо было заниматься вполне конкретным делом.
Девушка с лютней
Стали возникать и первые монашеские общежития. Особая заслуга в их основании (знаменитых монастырей Вади‑Натруна) принадлежит св. Макарию Великому (300–390 гг.). Тот учил простым вещам: творить добро, не помнить зла, быть безучастным к клевете, отвергать соблазны земной жизни. Макарий говорил: «Злое слово иных добрых делает злыми, и точно так же доброе слово иных злых делает добрыми». Правда, многие не выдерживали строгостей монашеской жизни и уходили из обители. Тем не менее тысячи обрекали себя на отшельничество.
Музыканты на улицах Египта
Немало историй и судеб подобных отшельников содержится в «Изречениях египетских отцов» (Apophthegmata Patrum Aegyptiorum) – знаменитом сочинении, созданном в Египте во второй половине IV – первой половине V века на греческом языке. Сочинение представляет собой собрание изречений египетских пустынников и рассказов об их жизни и деяниях. Следует добавить, что это произведение было переведено на латинский, славянский и сирийский и пользовалось популярностью. В нем давались ответы на вопросы, волнующие отшельников и монахов, которые за годы странствий и подвижничества испытали не один искус. Ведь сердцу не прикажешь, его не привяжешь, оно, как говорится, «бродит повсюду». И вовсе дело не в том, что якобы больны чувства и несовершенен мозг. Просто у нормальных и ярких людей сердце никогда не знает покоя. Нам понятно, что на небесах монах целомудренный может быть «увенчан пред Богом», но вот чем он увенчан на земле, не совсем ясно, если не считать наградой – иссушенное тело, страх, соблазны и муки душевные. Идея отшельничества следует нелепой догме, которую в здравом уме трудно принять: «Насколько тело процветает, душа, напротив, слабеет, и насколько тело слабеет, душа процветает» (так говорил Даниил). Пресвитер продолжал наставлять монахов‑подвижников: «Поститесь и усильте ваше подвижничество и ваш образ жизни, братья!» Возможно, что такая музыка только и сладостна для определенных ушей, желающих услышать глас Бога.
Г. Семирадский. Прелюбодейки
Среди этой святой братии встречались и послушницы. Одна из них поведала историю своего обращения: «Я, о друг, была дочерью одного человека, который был целомудренным и кротким по своему характеру, но бессильным и больным в теле. Он прожил долгое время в одиночестве… Была у меня также мать, далекая от всего этого, будучи распущенной более всех ее людей… и односельчан. Она же говорила с каждым, причем она затрагивала всех, и ссорилась со всеми, так что говорили, что все ее тело – язык. Она проводила время в питье вина с людьми грубыми, с которыми предавалась пороку, будучи внутренне как блудница, в великом зле. У нас было много (денег), но их нам не хватало, ибо мой отец, будучи больным, дал ей управлять хозяйством. При этом она творила своим телом всяческий блуд, так что мало кто из юношей того селения избежал ее разврата. Ее тело не знало болезни, но было здорово до дня ее смерти. Случилось же с моим отцом, что он был болен, мучаясь долгое время, пока не умер. И небо взволновалось тогда, (были) дождь, и молнии, и гром, причем поднялся сильный ветер, была ни ночь, ни день, дождь не прекращался три дня… мы похоронили его. Моя же мать стала вести себя с великим бесстыдством. Она еще больше предавала свое тело горьким блудодеяниям и жила в скверне и распущенности. Я ж, будучи еще маленькой, отреклась от этих дел. После того как она умерла, я вышла из детского возраста, и во мне пробудились телесные страсти».