Гиксосами, говорят, могло быть синайско‑южнопалестинское племя кочевников‑амалекитов, которое завоевало Египет и поставило там царей, пока к власти вновь не пришла местная династия. Комментаторы Корана само имя «Фираун» (т. е. фараон) трактуют как титул амалекитских царей. Изложение подобных сюжетов встречаем в «Завоевании Египта, ал‑Магриба и ал‑Андалуса» Абдар‑Рахмана ибн Абдал‑Хакама (IX в.). Не комментируя тут факт завоевания (который ни у кого не вызывает сомнений – какие‑то племена кочевников все же завоевали Египет), заметим: спор идет не о том, могли ли завоеватели‑арабы поставить во главе государства еврея Иосифа или же нет. Хотя А. Немировский утверждал, что якобы это в принципе было невозможно: «…ни в иудейской, ни в коптско‑христианской традиции царь‑амалекит не мог стать покровителем еврея Иосифа: это совершенно противоречило бы жесткому ветхозаветному взгляду на амалекитов, которые появляются на древнееврейском горизонте лишь во время Исхода и от начала и до конца объявляются злейшими врагами евреев без единого возможного исключения» (Исх. 17, 14–16; Втор. 25, 17–19).
Но как древняя, так и вся последующая история опровергает идею невозможности пребывания евреев (или иных нацменьшинств) у власти. В Египте, это установлено, евреи занимали видные позиции (судьи, советники). Тут все как раз ясно и понятно. Гиксосы были семитами. Семитами были и дети Иакова (Иосиф и его братья), вследствие чего они должны были пользоваться благосклонностью гиксосов в Египте. Семья Иакова разрослась за 400 лет, пока там находилась.
Иосиф не единственный азиатский семит, проданный в Египет. Один из древних папирусов, хранящихся в Бруклинском музее, содержит список 79 рабов египетского вельможи, из которых 40 были азиатского происхождения и имели семитские имена. Должность, которую Пентефрий предоставил Иосифу («поставил его над домом своим и все, что имел, отдал на руки его»), существовала в хозяйствах многих египетских вельмож. Должность эконома или домоуправителя, как и должности главного виночерпия и главного хлебодара, зафиксированы источниками. В какой‑то мере, конечно, могло вызвать удивление то, что фараон поставил еврея «над домом своим». «Ты будешь господином над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой» (Быт. 41, 40). В результате Иосиф стал «господином во всем доме его, и владыкою во всей земле Египетской» (Быт. 45, 8). Однако ничего странного в том нет. Английские египтологи Т. Эрик Пит и Г. Бартон подтвердили достоверность существования в Египте в тот период таких имен, как Асенеф (супруга Иосифа). Но что гораздо важнее, археологические раскопки указывают: чужеземцы, среди которых были и хананеи, на протяжении всего исторического периода существования Древнего Египта неоднократно выдвигались на высшие посты. Это было тогда в порядке вещей.
Г. Доре. Тьма во всей земле Египетской
Часто они получали ключ к власти. При этом заметим: среди придворных чинов нередко встречались и чужеземцы, которые, возможно, были рабами. Один из таких хананеев был «главным глашатаем Его Величества» и при дворе носил египетское имя «Рамсес храма Ра». Фараон дал Иосифу имя Цафнаф‑паниах (Быт. 41, 45), что означает «дающий пищу народу», или «спаситель народа» и «основоположник жизни», или «владеющий тайным знанием и открывающий сокровенное». Приближенным другого фараона был семит Бен‑Оцен. Суд над тем, кто угрожал жизни Рамсеса III, возглавлял семит Махар‑Баал. Хананей по имени Дуду достиг высокого положения при фараоне, а еще один хананей – Мери‑Ра – стал адъютантом фараона. Уполномоченным фараона в одной из хлебных провинций стал хананей Янгха. По данным У. Олбрайта, известен еще один семит, по имени Хур (явно древнееврейское имя), ставший премьер‑министром, то есть он занимал такое же место, что и Иосиф в XVII веке до н. э. Можно предположить, что власть премьера Иосифа, видимо, была не очень приятной для многих в Египте, раз в Библии сказано: «И понуждали египтяне народ, чтобы скорее выслать его из земли той; ибо говорили они: мы все помрем… И сделали сыны Израилевы по слову Моисея и просили египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд. Господь же дал милость народу (Своему) в глазах египтян: и они давали ему, и обобрал он египтян». Ответом на эту политику стала лютая к нему ненависть всех египтян, а затем и изгнание гиксосов за пределы египетской земли. И наступила тогда «тьма по всей земле Египетской».