Тинторетто. Битва Персея с морским чудовищем
Известно, что чернокожие цари из страны Куш (Нубия) одно время правили Египтом, а нубийские вельможи и воины составляли влиятельный слой в египетской правящей элите. В подтверждение влияния культуры Африки можно привести и «Черные пирамиды» в верховьях Нила (в местах, где якобы обитал повелитель пустыни бог Сет), и королевские дворцы в Мероэ (Судан), и скульптуру темнокожего правителя Древнего Египта, а также внушительные головы неведомых богов в культуре ольмеков в Южной и Центральной Америке (с явно негроидными чертами). Показательно даже и то, что на картине Гречетто греческая богиня Цирцея изображена темнокожей «эфиопкой». В мифологии греков эфиопы присутствуют довольно часто. Вспомним известный сюжет сражения Персея с морским чудовищем, чтобы спасти от него эфиопскую царевну Андромеду, взяв в жены.
Фото А. К. Булатовича
Эфиопия в дальнейшем играла немаловажную роль в судьбах черного материка, Африки. Она сделалась «единственной просветительницей и распространительницей культуры на Эфиопском нагорье и в ближайших к нему областях» (А. К. Булатович). При сороковом царе династии Менелика Эфиопия приняла христианство (333 г.). Эфиопия представляла собой могущественное государство в Средние века, достигнув к XVI веку апогея величия. Один из ее императоров, – негус Лыбна‑Дынгыль, которому были подвластны 48 народов. Войско его было столь огромно, что негус преисполнился гордыней и приказал кнутами высечь землю. Горюя, что ему не с кем померяться силою, он даже обратился с мольбой к богам о послании ему врага. А чтобы зов был услышан, он воскурил целую гору ладана. Возможно, небеса вняли его зову. Вскоре на страну обрушились мусульманские полчища. Они захватили лучшие земли по рекам Гибье, Дидессе, Голубому Нилу и Хауашу. Так Эфиопская империя оказалась разделенной пополам. Южная часть на века оказалась оторвана от северной. Вслед за этим возникли раздоры, междоусобицы, приведшие страну к краху.
Однако страна выстояла и сумела стать важным форпостом христианской культуры в Африке. «Для абиссинцев египетская, арабская и, наконец, европейская цивилизация, которую они мало‑помалу перенимали, не была пагубной: заимствуя плоды ее, в свою очередь побеждая и присоединяя соседние племена и передавая им свою культуру, Абиссиния не стерла с лица земли, не уничтожила самобытность ни одного из них, но всем дала возможность сохранить свои индивидуальные черты», – писал А. Булатович.
Заметную роль играли в Египте и евреи… По свидетельству историков, первые иудейские поселения появились в Египте к концу эпохи царств, во времена царствования фараона Псамметиха I. Они представляли собой преимущественно еврейские военные гарнизоны. Однако лишь со времени разрушения Иерусалима и гибели иудейского царства, видимо, можно говорить о более ширкой миграции евреев в Египет. В частности, после того, как евреи убили вавилонского наместника Годолию, по свидетельству пророка Иеремии, в Египет под предводительством Иоанна, сына Кареи, переселился «весь остаток иудеев». Евреи поселялись теперь уже не только в пограничных местностях, но распространились по всей стране, вплоть до верхнего Египта. Их появление тут относят к доэллинистической эпохе. Надо учесть при этом и случаи насильственных переселений, как, например, массовое переселение в Александрию при Птолемее I Лаге. Однако уже тогда главным стимулом для миграции стали торговые выгоды и преференции, получаемые евреями при жизни в крупных центрах. Хотя несомненными являются общность некоторых религиозных установок и обычаев. Царь Соломон изливал елей и возжигал курение египетским богам Исиде и Осирису. Однако его более влекло золото.
Гробница с пустым саркофагом. Загробные духи выпущены на волю