От остальной страны Александрия отличалась так же, как отличались города Греции от ее глубинных районов. Сельские жители выделяли ее, говоря, что та находится «при Египте» (Alexandria ad Aeguptum). Геронд в «Мимиабах» о жизни Александрии пишет с восторгом: «Все, что может существовать или случиться на земле, есть в Египте: богатство, спорт, власть, голубое небо, слава, зрелища, философы, золото, прекрасные юноши, храмы богов адельфов, добрый царь, Мусей, вино, все хорошее, чего можно пожелать, и женщины, столько женщин…» Это привлекло сюда любителей красивой и веселой жизни. Говоря современным языком, ее можно назвать восточным Парижем или Римом. П. Левек писал об Александрии: «Самые разнообразные народности жили здесь бок о бок – греки, египтяне, сирийцы и с определенного времени италийцы. Одни только евреи составляли две пятых населения, их столкновения с греками часто вызывали серьезные волнения, это продолжалось до римской эпохи». Это определяло политическую роль Александрии как центра государства Птолемеев, экономического и торгового центра, культурного центра эллинистического мира. Народ тут особый – торговцы, космополиты, индивидуалисты, ремесленники. Люди вольнолюбивые, дерзкие, независимые. Правда, один из секретарей Цезаря написал: «А утверждать, что жители Александрии способны к верности и постоянству, – значило бы терять слова по‑пустому. Что касается до свойств этого народа, каждый убежден, что нет иного, более способного к измене и предательству». Вердикт сей несправедлив. Да и, прямо скажем, римлянам ли, ограбившим весь мир, рассуждать тут о высокой морали?!
Реконструкция маяка
Велико значение Александрии как центра мировой торговли… С тех пор как моряки научились использовать преимущества муссонного мореплавания в Красном море и Индийском океане, Египет превратился в морские ворота мира. Хотя до Александра Македонского и основания Александрии возможности торговли были тут весьма ограничены. Греки долгое время были убеждены, что проехать из Красного моря в Персидский залив по причине страшного зноя, пустынности и громадности Аравийского полуострова вряд ли возможно. В планы Александра Великого входило наладить торговлю между Египтом и Востоком. Он даже посылал туда корабли, но смерть остановила попытки. Птолемей I продолжил усилия в этом направлении. Он выдвинул весьма любопытный принцип: «Более достойно царя обогащать, чем обогащаться». Не надеясь на морской путь, он посылает экспедицию в Вавилон на верблюдах (хотя из‑за жары та могла передвигаться только ночью).
При Птолемее I Сотере (305–283 гг. до н. э.) был построен на скалистом островке Фарос, перед входом в гавань, величественный маяк, о котором Лукиан скажет как о самом прекрасном и величайшем сооружении во всем мире. Свет его был виден за многие километры и благодаря ему корабли «не уклонялись в сторону Паретония – очень опасного места, откуда нельзя спастись, если наткнешься на подводные камни». Маяк строили с помощью рабов два десятилетия. Наконец, мечта царя Птолемея и архитектора Сострата воплотилась в жизнь: все увидели колоссальное сооружение высотой в 120–130 метров; чуть меньше пирамиды Хеопса. Обслуживали маяк 300 человек, поддерживавших в нем постоянно огонь. Почти тысячу лет фаросский маяк указывал путь плывущим в порт Александрии морякам, пока его не разрушили два сильных землетрясения (в 700 и в 1307 гг.).
Александрийская гавань
Главные успехи в морской торговле были достигнуты при Птолемее II Филадельфе (285–246 гг. до н. э.). В I веке н. э. Александрия продолжала быть оживленным торговым мостом, выступая культурным посредником между Средиземноморьем и восточными странами. В Александрии процветали основные виды египетских ремесел: ткачество, стеклоделие, выделка папируса, ювелирное искусство. Тут производились тончайшей работы перстни и камеи, торговали золотыми, серебряными, стеклянными сосудами. Спрос на эти изделия был так велик, что ювелиры работали даже в селениях. В греко‑римскую эпоху их мастерство достигло особенно высокого уровня. Вспомним хотя бы непревзойденную камею Гонзага, камею Птолемея и его жены, хранящуюся в Эрмитаже. Об Александрии упоминают и китайские источники («История Ранней династии Хань»). Египет считался родиной фаянса. Предметы из фаянса (бусы, амулеты, статуэтки, сосуды) найдены в Средней Азии. В Туркестане обнаружены фрагменты египетских гобеленов. Все это могло бы найти объяснение в весьма интенсивном функционировании Великого шелкового пути.