Среди них был аккадский царь Саргон Древний, создавший самое мощное в его время государство в Шумере и Аккаде. Его звали «сын водоноса», «слуга», «садовник». Легенда гласит: «В городе Азупирану, – так повествует о себе здесь сам царь, – на берегу Евфрата зачала моя мать, происходившая из знатного рода, и тайно родила меня. Положив меня в плетеную корзину из тростника, она замазала ее горною смолою и спустила ее в реку. Течение понесло меня к Акки, водоносу. Он нашел и воспитал меня, сделал садовником. Богиня любви Иштар была благосклонна ко мне и сделала меня царем над черноголовым человечеством». Существует немало эпических легенд, где говорится о некой милости, что позволила ему «попасть прямо на царский трон Киша». Однако все указывает на то, что он, вероятно, был простолюдином, занимая во времена правления в Кише Ур‑Забабы должность царского садовника и чашеносца. «Мы едва ли вправе сомневаться в том, что либо Саргон в действительности вышел из народа (собственно, из членов персонала царско‑храмового хозяйства), либо в его деятельности или в сопутствовавшей ей исторической обстановке было нечто, позволившее сложиться такому мнению о нем. Столь неожиданное возвышение могло произойти в критической обстановке крушения царств, народного восстания или общей смуты, но едва ли просто вследствие одного из тех дворцовых переворотов, десятки которых история Двуречья знала и до и после Саргона…» (И. М. Дьяконов). Однако Саргон был вдобавок ко всему великий воин и мудрый политик. Его перу приписывают различные умные сочинения, в том числе даже книги по астрологии. О деятельности Саргона (и Навуходоносора) мы узнаем из легенд и хроник о них или же из собственных стилизованных самоописаний. Разумеется, все это дает лишь поверхностное представление о социальной, экономической и интеллектуальной жизни того времени. По этой причине, видимо, А. Оппенхейм сравнил их с отражением «в искаженном зеркале».
Голова Саргона Древнего
Вход во дворец Саргона II
История Шумера и Аккада полна войн и междоусобиц. Основателю Аккадского царства, Саргону I, правившему 55 лет (2316–2261 гг. до н. э.), пришлось победить 50 правителей, выиграть 34 битвы, прежде чем он объединил всю Месопотамию под своим скипетром. Он покорил северную Месопотамию, создал империю, первую профессиональную армию. Саргон завоевал немало земель – «от Верхнего до Нижнего моря», достиг «Страны захода солнца» и был награжден титулом «Царя битв». В его конфедерацию вошли десятки городов‑государств. Правителями и чиновниками тут выступали семиты, а семитский язык сменил шумерский в быту, науке, искусстве и культуре. На этом основании иные сделали вывод, что его империя якобы была «социалистической империей». Вряд ли стоит переносить понятия наших дней на ту эпоху, хотя бесспорно некоторые ассоциации и сравнения напрашиваются. Он перенес столицу из старых центров в некий безвестный прежде городок – Аккад, и весь север Месопотамии стал называться Аккадом. Завоевав Шумер, он «омыл свой меч» в Персидском заливе («Нижнем Море») и назвал себя «повелителем четырех сторон света». Таков был великий Саргон.
Золотой шлем и золотой кинжал с ножнами из гробницы. Ур
О Саргоне говорили еще, что бог Энлиль (главный бог Ниппура в III тысячелетии) не дал ему иметь соперников. В истории Аккада он сделался предметом сказаний и мифов, стал героем, подобным Александру, Киру, Ромулу. Многочисленные памятники эпохи отличаются совершенством исполнения. Если первые надписи царей Лагаша еще довольно грубы, что приписывают нашествию семитов, то вскоре культура Месопотамии достигает высот, которая позволяет ее поставить вровень с культурой Древнего Египта. Надписи Саргона и Нарам‑Суэна, написанные изящным почерком, статуи Гудеа отличались художественным совершенством. Иные высказывали мнение, что искусство тут испытало влияние культуры Греции.