Пиры победителей. Рельеф из Нимруда
Пиры устраивались в дворцах, подобных тому же дворцу Ашшурназирпала в Нимруде (в 35 км к югу от Мосула), который так тщательно исследовал Лэйярд. Дворец когда‑то представлял собой великолепное сооружение. Кстати, и до нашего времени он сохранился в наиболее приличном виде. Царский дворец в Нимруде охраняет «гений» – человекобык из Нимруда. Во дворце археологи обнаружили стелу – фигуру царя и надпись, в которой рассказывается, какой пир закатил царь Ашшурназирпал по поводу открытия в 879 году до н. э. дворца. Царь устроил для всех горожан и иностранных послов 10?дневный банкет, на котором, судя по всему, присутствовало огромное число гостей (всего что‑то около 70 000).
Типы аравийских и месопотамских женщин
Надпись гласит: «Счастливый люд из всех стран, вместе с населением Кальху, в течение десяти дней я пригласил на праздник, поил их вином, омывал в ваннах, умащал маслами и оказывал внимание; а затем отправил их назад в их страны, в мире и радости». Эта почти идиллическая сцена укладывается в общее представление о древнем мире. Хотя мир находился во власти силы, рабского труда, злобы и ненависти, но была в нем все же и малая толика радости.
Знатная ассирийская дама
Немудрено, что после пары дней празднеств войско и население‑победитель поголовно пьяно. Трапеза знати во дворце более изысканна, более разнообразна и роскошна, но суть действа та же самая… Всюду слышны звуки музыки. Затем разгоряченные мужчины шли в гаремы к разного рода дамам. Подобная невоздержанность погубила (и погубит) в будущем не одно великое царство. Похоже, мы переняли эту печальную традицию древних ассирийцев и вавилонян устраивать многодневные праздники, которые нередко превращаются в сплошной запой.
К женщинам мужчины Месопотамии относились с должным уважением, понимая ту роль, которую они играют в семейной жизни… Сохранились пословицы: «Жена – будущее человека» или: «Жена определяет судьбу». Но и корыстный материальный интерес также присутствовал при формировании брачных отношений. Геродот описывал, как в Вавилоне совершался обряд продажи невест. Женщин выставляли на торг, как рабынь. Вокруг них стояли богатые женихи Вавилона, надбавлявшие цену за самых красивых женщин. Этих быстро раскупали, а вот бедные дурнушки доставались простолюдинам. Причем тут уж мужчины получали часть денег, выплаченных другими за красоток. Если выяснялось, что пара сексуально не подходит друг другу, деньги мужу возвращали. Неверно представлять женщин Вавилона «страдающими особами». Напротив. Они во многих случаях занимали господствующее положение. Так как полигамии тут не было, жена могла выбрать мужу наложницу, если у нее не было детей. Показателем прочности их финансового положения является и такой факт: за 6 веков до Р.Х. большую часть капиталов Вавилона составляла собственность женщин. Разумеется, среди них были женщины, зарабатывавшие на жизнь древней профессией (Штросмайер). Поэтому встречаются горькие упреки в адрес женщин, когда один из господ (состоятельный человек), видимо, был так задерган своей сумасбродной возлюбленной, что заявил о своем нежелании впредь любить женщин. Ему вторил раб: «Не люби, владыка мой. Не люби! Женщина – это ловушка для охотника, глубокая яма и ров. Женщина – это острый железный кинжал, который перерезает горло человеку».
А. Исачев. Гетера
Если женщины Ассирии жили в строгих рамках (своего рода мужской деспотии) и вели, в основе своей, скромную и целомудренную жизнь, то иначе повели себя дамы Вавилона. Видимо, Вавилон не случайно назван в Библии великой блудницей. Профессия блудницы тут не только не считалась позорной, но и пользовалась известным почетом. Если Египет не знал института организованной проституции (Геродот писал, что египтяне первыми ввели запрет на совокупление с женщинами во храме), то в храмах Вавилона царили блуд и разврат. Они были полным‑полнешеньки «священных проституток», даже и тысячу лет спустя после законов Хаммурапи. «Каждая женщина, являющаяся уроженкой этой страны, – описывал Геродот нравы вавилонян, – должна раз в жизни явиться в храм, сесть там и отдаться незнакомому мужчине. Ей не позволено возвратиться домой до тех пор, пока мужчина не бросит ей на колени серебряную монету и не выведет ее из храма, чтобы лечь с ней… У женщины нет права выбора. И она обязана пойти (туда) с первым мужчиной, который бросил ей монету». Красивые и стройные быстро возвращались домой, а дурнушки, не говоря уже о безобразных девах, просиживали долго (порой по 3–4 года). Группы блудниц (гаремные – harimtu, священные и т. д.) грешили в храме, а храмы извлекали барыши из торговли женским телом. Отцы внушали сыновьям: «Никогда не бери в жены harimtu, у нее бессчетное число мужей». Разврат стал обычным явлением.