Пробегающие паруса яхт, словно чайки, скользят над сероватой гладью великого Нила… Первые конструкции деревянных судов, видимо, родились из камышовых ладей. Произошло это в прилегающих к Средиземноморью областях (Египет, Двуречье, Сирия, Ливан, Кипр, Италия, Ливия, Алжир и т. д.). Как говорил знаменитый путешественник современности Тур Хейердал, человек «поднял парус раньше, чем оседлал коня». Египтяне разработали специальную оснастку, позволяющую кораблям из папируса чувствовать устойчивость на сильной волне. Это давало возможность поддерживать постоянную торговлю между странами морским путем.
В Финикии была специальная гавань (порт Библ), предназначенная для торговли с Египтом, откуда шел папирус и гранит и куда широким потоком направлялся ливанский кедр. В Двуречье найдены многочисленные египетские изделия (в музее Багдада им отведен целый зал), и наоборот, месопотамские поделки обнаружены в Египте. Известны связи Египта с Индией. Еще до гибели Александрийской библиотеки ее хранитель Эратосфен оставил упоминание о том, что «папирусные суда с такими же парусами и снастями, как на Ниле», доходили до Цейлона и даже до устья Ганга (вероятно, они везли товары).
К югу от пирамиды Хеопса туристы могут увидеть музей Солнечной ладьи, где находятся обнаруженные во второй половине XX века ладьи фараона Хеопса. Они считаются самыми древними в истории кораблями. Длина первой ладьи достигала 32,5 метра, а ширина – 5 метров. Она покоилась в специально созданном для нее храме‑склепе. Все ее детали, а это ни много ни мало 650 частей и 1224 отдельных элемента, пролежав на дне траншеи почти 4600 лет, прекрасно сохранились. Эти образцы помогли Туру Хейердалу построить гигантские лодки «Ра I» и «Ра II», спущенные на воду в Красном море, в финикийском порту Сафи. Кстати говоря, чтобы их ему построить, пришлось тщательно изучить старые рисунки египтян.
Тяжелые грузы, как считает директор Немецкого археологического института в Каире Р. Штадельман, перевозили на специальных баржах. Так, на южном портике нижней терассы храма царицы Хатшепсут (ок. 1503–1482 гг. до н. э.) в Дейр‑эль‑Бахри изображена баржа, везущая два огромных обелиска. Баржу тянет целая флотилия из 27 лодок, впереди которой идет судно‑лоцман. Для перевозки северного колосса Мемнона (800 тонн) архитектор Аменофис, жрец храма Аменофиса III в Луксоре, построил в Фивах специальное судно, которое назвал «Кораблем восьми» (1350 г. до н. э.). Все крупные объекты, типа каменных глыб или гранитных колоссов, доставлялись по каналам к Нилу для их дальнейшей транспортировки.
Роль образования, знаний и писцов
Тайна письменности многим казалась сродни волшебству. В Египте существовало два вида письменности. Один из них был тайнописью и его скрывали от простолюдинов. Вспомним, как царь Ашшура с гордостью сообщал потомкам о своих успехах в деле овладения письменностью: «Я, Ашшурбанипал, постиг мудрость Набу (Набу – бог науки и письма у обитателей Двуречья), все искусство писцов, усвоил знания всех мастеров, сколько их есть. Постиг скрытые тайны искусства письма…» Учеба в Египте начиналась с пятилетнего возраста и продолжалась 12 лет. Процесс обучения «в школах» ограничивался передачей простейших знаний и представлений о мире. Важно было научиться писать красиво и четко. В программах обучения молодежи Египта в древности преобладали культовые тексты, памятные надписи, астрологические подсчеты, чиновничьи формуляры, письмовники и т. д. Заучивая классические тексты, «Гимн Нилу» и «Поучение Аменемхата», египтянин затем учился считать, овладевал искусством рисунка, учил историю и географию, знакомился с законами и уложениями страны. Впрочем, все это относилось уже к египетской «высшей школе», где профессиональное обучение длилось довольно долго, иногда до 25–30 лет. Наукам и письму вначале обучались лишь избранные, египетская элита.