Все говорит в пользу того, что Кир был талантливым политиком и дипломатом. Уже первые шаги на его пути говорят, что перед нами незаурядный человек. В схватке мидян и персов он сумел добиться, казалось, невозможного. Как известно, прямо на поле битвы воины мидийского царя Астиага против него восстали, передав царя в руки Кира. При всей жестокости и непопулярности Астиага было все же понятно, что Кир, напротив, пользовался влиянием и популярностью даже у противника. Многое привлекало к нему людей. Он был щедрым к друзьям и сподвижникам.
Как отмечает Р. Фрай, одной из главных черт правления Кира было умение заимствовать культурные ценности у покоренных народов, терпимость по отношению к их верованиям и обычаям, а также политическая гибкость. Подлинно новым, отличным от предшественников, стал курс на примирение. Он был направлен на достижение главной цели Кира – создание pax Achaemenica. Для этого Кир должен был сотрудничать с покоренными народами. Бюрократический аппарат, необходимый для управления империей, набирался прежде всего из среды писцов Сирии и Месопотамии. Как в искусстве и культуре Ахеменидов, так и в системе управления были представлены разные стихии, но понадобились гений Кира и в еще большей мере организаторский талант Дария, чтобы их синтезировать. Так что более чем вероятно, что и обретение единства Ахеменидской державы было «делом Дария, но Кир заложил основы этого единства».
Со временем имена великих царей персов обросли легендами… Персы во времена Дария I вспоминали о мягкосердечии Кира и называли его отцом. Истории о нем надолго пережили время его царствования. О Ксерксе писал драматург Эсхил в «Персах» (действие происходит в их столице – Сузах), называя Ксеркса «человеком счастливейшим», который хотя и был завоевателем («завоевал он Лидию и Фригию») и насильником («и покорил насильем Ионийский край»), все‑таки был умным человеком, хотя и врагом («умен был очень»). Историк Ксенофонт посвятил Киру «Киропедию» и «Анабасис».
Правитель Ирана
У такого отношения греческого историка к Киру были довольно веские мотивы. В 401 году до н. э. он завербовался наемником в войско Кира Младшего и участвовал в походе против Артаксеркса. Это обстоятельство повлияло и на дальнейшую судьбу историка. Тот оказался связан тесными узами со Спартой и персами, неся службу в войсках Спарты. В «Анабасисе» Ксенофонт повествует о нравах персидского царя Кира Младшего. «Всем было видно, – пишет греческий историк, – что всякому, кто сделал ему добро или зло, он старается заплатить с избытком, и передавали о такой его молитве: он желал бы жить так долго, чтобы воздаяньем превзойти все добро и зло, какое было ему сделано. Вот почему только ему одному среди ныне живущих столько людей стремилось вверить и свое достоянье, и города, и самих себя… Поэтому в Кировой державе любой грек или варвар, если он никого не трогал, мог путешествовать без страха и возить, что ему выгодно. Но доблестных в войне он, по общему мненью, особенно отличал… То же и справедливость: если кто явно старался выказать ее, Кир добивался любой ценой, чтобы такой человек жил богаче, чем бесчестные корыстолюбцы. Таким образом и все у него велось по справедливости, и войском он располагал настоящим… А если он замечал рачительного хозяина, все устроившего по справедливости в подчиненной ему области и получающего с нее доходы, то не только не отрешал такого от должности, но и давал ему еще, поэтому люди охотно трудились, смело приобретали и не думали прятать от Кира приобретенное: он ведь никогда не выказывал зависти к богатеющим открыто и старался завладеть лишь тем имуществом, которое от него прятали». Потому никто другой, по словам Ксенофонта, не был столь же любим, как Кир, «таким множеством людей, – что греков, что варваров». И тому были основания.
Браслет с грифонами. Древний Иран. V в. до н. э.