Священное озеро в Карнаке
Увы, нынче некогда милионные Фивы, символ небывалого могущества Египта, его независимости, о котором когда‑то говорили: «Блажен, кто живет в Фивах, и блажен, кто в Фивах умирает!», город, где зародилось национальное движение против гиксосов, город, превзошедший древнюю столицу Мемфис, стал тихим и провинциальным Луксором. Скромным символом былого великолепия предстают величественные останки: храм богу Солнца Амону, его жене Мут, их сыну, пантеон Рамсеса II, храмы Сети I, Тутмоса I, Аменхотепа III, обелиск царицы Хатшепсут, гранитный скарабей на берегу священного озера (символ жизни и смерти). Ночью его якобы пересекает корабль с душами фараонов. Так, по крайней мере, гласит легенда. Души смертных спят спокойно.
Пирамиды Мероэ
Великолепен и вырубленный в скале храм царицы Хатшепсут (ему более 3500 лет). Эта царица некогда завоевала Сирию, Палестину и Судан. Она покровительствовала искусству, заказав зодчему Сенмуту монументальный ансамбль (для своего отца Тутмоса I). Обитель позже стали называть «Северным монастырем», поскольку здесь впоследствии обитали христианские монахи. И по сей день тут можно увидеть норы в отрогах гор. Талант и интуиция позволили Сенмуту создать в толще скального амфитеатра поистине грандиозное сооружение. Храм имел ряд широких терасс и был соединен пандусами, которые завершались портиками с колоннами. Француз Г. Масперо отмечал: «Три террасы поднимались ступенями одна над другой, их соединяли две отлогие лестницы, вдоль которых вместо перил извивались сделанные из известняка чешуйчатые змеи. Нижние террасы… украшены с трех сторон портиками, из которых западные опирались на квадратные колонны ослепительной белизны. Форма их так благородна, контуры так чисты, что можно подумать: видишь перед собою греческую колоннаду, перенесенную из окрестностей Парфенона в глубь Фиванской области. Третью террасу окаймляла с лицевой ее стороны прямая известняковая стена, за которой свободно располагалось святилище». Этот ансамбль уникален для египетского зодчества и потому часто именовался творением, которое «прекрасней прекрасного». На барельефах показаны сцены рождения и детства царицы, а также эпизоды и сцены ее военного похода в легендарную страну Пунт, принесшего богатую добычу.
Сфинкс в Гизе
В некоторых храмах имелись особые помещения, имевшие специальные назначения – подземные крипты и «часовни» на крышах (в храмах Дендеры, Эдфу, Абидоса). Историки отмечают, что все эти места предназначались для особых церемоний в честь переходов или своего рода трансформаций человека. В Абидосе (Верхний Египет) имелся наполненный водой подземный чертог в Осирейоне (в задней части храма). Считалось, что тут отдыхал Осирис.
Каково было подлинное назначение чертога, сказать трудно. Крипты в храме Дендеры, скрытые за храмовыми лестницами, причудливо расписаны фантастическими образами небесных восхождений и путешествий по космическим царствам. Неясно и назначение таинственных «часовен» на крышах храмов. Там есть изображения небесных тел и созвездий, якобы призванных наделять новой жизнью физический мир. Существуют различные объяснения этих таинственных помещений. Одни говорят, что тут собирались тайные общества, другие называют их местами встреч с неземными цивилизациями. Всего вероятнее, эти помещения служили для получения специальных знаний, которые давались эзотерическими школами. Некоторые жрецы и руководители из царского дома могли тут распространять тайные знания для специальных претендентов, своих духовных фаворитов. Следует помнить, что древние египтяне верили, что звезды и созвездия являются домами душ, некогда покинувших землю и обретших в небе успокоение. Разумеется, такими звездами были фараоны. В «Текстах пирамид» сказано, что фараон после смерти сливается на небе с Осирисом, превращаясь в звезду. «Фараон – это звезда, которая освещает небо». В другом месте «Текстов пирамид» сказано: «Фараон – яркая звезда и путешественник в далекий мир». Он и сам воспринимал себя так: «Я – душа… я – золотая звезда…» Пирамиды были построены так, чтобы живые и мертвые нашли путь к звездам.