И ярко факел вспыхнул в Вавилоне;
Вещанья звезд прочтя на небосклоне,
Их в символы Семит пытливый влил.
Седмица дней и Зодиак, – идеи,
Пребудет знаком, что уже в Халдее
Исканьем тайн дух человека жил…
Город раскинулся по обе стороны Евфрата на территории в 500 акров. Улицы (иные длиною в 5 и более километров) были узкими, незамощенными. Сюда сбрасывали отходы. Дома в городе глиняные. Особым великолепием отличался дворец Саргона II, правившего в 721–705 годах до н. э. Немецкий писатель Э. Церен в книге «Библейские холмы» описал Дур‑Шаррукин «как величественный ансамбль дворцов и храмов», состоявший из более чем 2000 помещений и тридцати дворов. Углы дворца ориентированы на четыре стороны света, и сам дворец возвышался на искусственной глиняной платформе, что поднималась над городом на 14 метров. Саргон II писал с гордостью: «Триста пятьдесят царей до меня владели страной Ассура и прославляли могущество Бэла, но никто не исследовал этого места и не думал о том, чтобы сделать его обитаемым, не пытался вырыть там канал… Я думал день и ночь о том, чтобы сделать обитаемым это место, чтобы освятить его храмы, жертвенники великим богам и дворец, где обитает мое величество…» Он сам указал расположение дворца, его размеры и т. д. Когда дворец был построен, он там поселился со своими людьми и всей обслугой.
Ворота богини Иштар. Макет
Центральный вход украшали великолепные ворота, которые «охраняли» шесть пар крылатых быков (шеду). Во дворце были все удобства: шесть туалетов в виде удобных кресел, дренажные трубы соединяли их с канализационной трубой (трубы шли по стенам дворца). Во дворцах и домах богачей имелись ванные комнаты (размером до 15 кв. м), пол и стены в них были из обожженного кирпича. Там принимали душ, умащивали тело маслом. Появились и уборные (обычно дыра в полу, соединенная с выгребной ямой). В помещениях дворца были колодцы для воды, оборудованные подъемной «техникой».
Сады Семирамиды
Восхитили «отца истории» Геродота и ворота богини Иштар, откуда шла и знаменитая «Дорога процессий», ведущая к главному храму города. Ворота богини Иштар тогда представляли собой две симметричные башни, украшенные рельефами из глазурованного кирпича. Башни поднимались гигантскими террасами, представляя собой 7 поставленных друг на друга гигантских строений. На зеленовато‑оливковом фоне стен выделялся бог Мардук с золотисто‑желтым драконом. Статуя бога одета в парчовую одежду. В левой руке он держала жезл, у ног его распростерт дракон, символ первобытного хаоса. Мардук (считалось, что он создал Землю, населив ее людьми) сделан был из золота и весил 23 700 кг.
Дворец Асаргаддона в Ниневии был создан с использованием редких пород деревьев (кедр, кипарис, сосна). Кровля здания дворца была украшена резьбой, ее поддерживали кипарисовые колонны, украшенные золотыми и серебряными обручами. Створки дверей сделаны из черного дерева, кипариса и выложены железом, серебром, слоновой костью. Стены украшал яркий изразцовый фриз. Художники изобразили сцены из народного быта или восхваляли военные кампании. У входа во дворец высились каменные львы и быки. Тут совершались жертвоприношения. Храмы казались воплощением человеческой гордыни, но безусловно впечатляли.
Альма‑Тадема. На балконе дворца
Вольтер в «Царевне Вавилонской» так описывал сей дворец в три тысячи шагов по фасаду, что возносился до облаков… Плоская крыша обнесена мраморной балюстрадой высотою в пятьдесят футов. Установлены гигантские изваяния всех царей и великих мужей государства. Крыша из двойного ряда кирпичей покрыта из конца в конец плотным свинцовым настилом и засыпана толстым слоем земли. Там росли рощи оливковых, апельсиновых, гвоздичных, кокосовых деревьев и пальм. Это образовывало аллеи, непроницаемые для солнечных лучей. При помощи насосов воды Евфрата попадали в сотни колонн, наполняя мраморные бассейны. Затем, по каналам, воды устремлялись вниз, образуя гигантские водопады или фонтаны, бьющие на большую высоту. Говоря о мастерстве их создателей, Вольтер писал: «Висячие сады Семирамиды, изумлявшие Азию несколько столетий спустя, были лишь слабым подражанием этим древним чудесам, так как в эпоху Семирамиды начался упадок во всем и вырождение как мужчин, так и женщин». «Упадок во всем» – обычное вольтеровское преувеличение.