Г. Доре. Ноев ковчег
Впрочем, вернемся в те далекие времена, когда Ут‑Напиштим решает все же исполнить все указания бога. Но его волнует судьба других людей. И тогда он вопрошает бога: «А что же мне отвечать городу, народу, старейшинам?» Бог, который должен быть стражем справедливости, порядочности и честности, советует своему избраннику поступить подло, то есть обмануть сограждан: «Ты должен им ответить: Энлиль возненавидел меня, посему я не хочу жить в вашем городе…, но пойду в океан и поселюсь у моего владыки Эа, и он ниспошлет на вас дождь и обилие птиц и рыб, обилие скота и плодов, когда вечером владыка мрака наведет на вас ливень». Иначе говоря, бог Эа советует сознательно ввести в заблуждение обитателей этих мест и тем самым обрекает их на неминуемую гибель. По той же методе и с теми же мотивами действует бог иудеев Яхве в библейском сказании о потопе. Очевидно, что все эти сказания и мифы отражают критический взгляд на богов и их порядки, который сложился в общественном сознании Востока (несмотря на весь пиетет). Тем не менее как обычные люди, так и цари старались не забывать богов и поклонялись им, принося дары к жертвенникам. Иудейский царь Ахаз увидел такой жертвенник в Дамаске и даже решил его скопировать, чтобы построить такой же в своей Иудее.
Древнее захоронение
В поведении народов Востока находим немало схожих черт. Похоже и их отношение к жизни и смерти. Они говорят: «Бог дал – бог взял!» «Разве мы знаем, что с нами случится? Смертный час никому не известен. В этом мире так: вчера вечером был жив человек, а сегодня утром нет его!» Все в этой жизни заканчивается со смертью. Никакого рая и ада, никакой загробной жизни нет. В эти глупости никто не верил, живя сугубо земными заботами.
О вавилонской этике пишут: «Отметим, что воздаяние у вавилонян носит исключительно посюсторонний характер: награда или наказание должны были совершиться при жизни, на загробный же мир особых надежд они не возлагали. Вавилонская «Страна без Возврата» хуже, чем полное небытие, нечто вроде свидригайловской вечности, – темное и пыльное место, где и праведников и злодеев ожидало одинаково безрадостное прозябание. В несколько лучшем положении находились те, кто оставил по себе сыновей, и совсем уж плохо приходилось тем, чье тело (вообще) не было предано погребению, кто не получал заупокойных жертв. Отсюда столь часто встречающиеся в (их) молитвах просьбы о долголетии и наследниках». Эта «Страна без Возврата» чем‑то напоминает гомеровский Аид.
Могила знатного вавилонянина
В жизни старались следовать сугубо прагматическим идеалам, позднее подхваченным западной цивилизацией. Человек стремился богатеть не в бога, а ради довольства и земных утех. Он греховен и порочен. У него на первом месте гедонистические, эпикурейские, плотские начала. Скажем, от древних шумер вавилоняне унаследовали обычай обильного потребления пива. Они поглощали веселящий напиток в огромных количествах, произнося поговорку: «Не знать пива – не знать радости». Известен гимн богине Нинкаси, верховному божеству крепких напитков. В «Эпосе о Гильгамеше» мудрец Сидури дает совет обитателям этого мира:
Боги, когда создавали человека,
Смерть они определили человеку,
Жизнь в своих руках удержали.
Ты же, Гильгамеш, насыщай желудок,
Днем и ночью да будешь ты весел,
Праздник справляй ежедневно,
Днем и ночью играй и пляши ты!
Подобного рода высказывания героев означали, что шумеры и вавилоняне твердо убеждены в том, что боги создали человека только для его собственного удовольствия. Поскольку жизнь скоротечна, а удача может отвернуться в любой момент от простого человека и даже царя (возможно, близка и смерть), люди того времени не знали удержу в праздновании побед и всевозможных триумфов. Утолив дикие инстинкты зрелищем жутких казней, они предавались разврату и пьянству. В Ассирии существовал обычай, по которому семь дней подряд все жители города, без различия их титулов или состояний (свободные и рабы), ели и выпивали за счет царя‑победителя. Толпа проникала во дворцы через распахнутые ворота и двери. В празднично убранных покоях были накрыты столы со всевозможными яствами. Тысячи хлебов, сотни быков, баранов и коз, разные фрукты, вина – все предназначено для ублажения народа‑победителя. Любители «халявы» особо налегали на вина – ассирийские, халдейские, эламские, финикийские, египетские и т. п.