В. Дайс. Обучение воина стрельбе из лука
Особое внимание уделяли обучению воинов, их вооружению. Ассирийское войско было воооружено железом, а не бронзой. Войско обладало довольно сложной и эффективной организацией. Оно прекрасно маневрировало, имело зачатки новых родов войск (конница и «инженерные» войска), боевые колесницы, осадные башни и штурмовые лестницы, плоты, мосты, боевые корабли типа галер. Двухколесную колесницу ассирийцев несла пара коней. Такой род войск затем получил распространение повсюду – в Египте, Вавилоне, Персии, Греции, Палестине. Основную массу войск составляла пехота, вооруженная копьями, мечами, луками, стрелами. Тело воина защищали кираса из тонкого металла, медный шлем, щит. Структура цивилизации Ассирии была, по мнению ряда ученых, «гораздо более сложной, чем структура Вавилонии».
Осада ассирийцами горной крепости
При осаде крепостей лагеря обносили круговым валом (прообраз римских лагерей). Через реки переправлялись по мосту или вплавь, используя меха. Ассирийцы создали сеть военных дорог, впервые применили систему организации агентурной разведки. При осаде крепостей они применяли тараны, подкопы, иную технику. Как видим, для своего времени Ассирия располагала передовой военной организацией и техникой. Сильной их стороной была сплоченность воинов. Вплоть до поздне‑ассирийского периода сохранялось и понимание строительной повинности как общенародного дела, когда царь, как равный член общины, символизируя трудовую повинность, первый нес корзину с кирпичами. Все, независимо от их языка и этнического происхождения, подлежали несению воинской повинности. Однако в дальнейшем господствующий класс освободил себя от так называемого «налога на кровь». В армии стало больше представителей покоренных и зависимых народов. Такое войско быстрее разлагается и слабеет.
Пращники Ассирии
Вавилон и ассирийцы (юг и север) враждовали постоянно. То цари Вавилона вторгаются в Ассирию, то цари Ассирии вторгаются в Вавилон, то одни забирают богов и привозят их в свои столицы, то другие поступают так же с чужими богами после победы. Это была вечная схватка за власть. Период Нового Вавилона (689–482 гг. до н. э.) – время трагичное. Отношения между Ассирией и Вавилоном всегда были сложными. Цари Ассирии и Вавилона, Ашшурбанипал и Шамаш‑шум‑укин, именовали друг друга родными братьями, но были подозрительны и враждебны друг к другу. При внеших признаках дружелюбия и лояльности младший брат не доверял старшему. Такое часто увидим на Востоке и Западе… Ашшурбанипал захватил власть вопреки завещанию отца, назначившего преемником его брата. Царь Ассирии осадил Вавилон. Осада длилась 2,5 года (689 г.). Торговцы наживали состояния, продавая продукты питания по спекулятивным ценам. По словам очевидца, вавилоняне «из‑за голода ели мясо своих сыновей и дочерей, жевали кожаные ремни, …умирали от чумы, нужды и голода», а арабы, «которые вступили в Вавилон, из‑за нужды и голода ели мясо друг друга». Вавилон сожгут и разрушат. Шамаш‑шум‑укин, восточный лис, не желая попасть живым в плен владыки Севера, поджег дворец и бросился с царицей и друзьями в огонь. Часть народа перебили, часть разбежалась, а часть увезли в рабство.
Переправа воинов через реку
Вот как историографы Ашшурбанипала доносят до нас эти трагические события и гибель Шамаш‑шум‑укина: «Боги Ашшур, Син, Шамаш, Адад, Бел, Набу, богиня Иштар ниневийская… шествовавшие предо мною и покорявшие врагов моих, ввергли моего враждебного брата Шамаш‑шум‑укина, пошедшего на меня войною, в огненное жерло и лишили его жизни. Те же люди, которые подбили Шамаш‑шум‑укина, враждебного мне брата моего, ко всем этим злодеяниям, люди, которые, боясь смерти, считали жизнь свою слишком ценною для того, чтобы броситься вместе с государем своим… в пламя, люди эти бежали от ударов железных кинжалов, от нужды, голода и огня и укрылись в убежище. Сеть великих богов, властителей моих, сеть, выпутаться из которой невозможно, повергла их наземь: ни один из них не убежал, никто из злодеев не спасся; моими же руками я овладел ими. Они доставили мне колесницы, утварь и балдахины его, его гарем и все достояние его дворца. У этих воинов, поглумившихся над владыкой моим, Ашшуром, и задумавших недоброе против меня, меня, его вельможи, благоговейно чтущего его, я вырвал языки и затем перебил их… Изрубленные трупы их я бросил на съедение собакам, свиньям и коршунам, орлам, птицам небесным и рыбам морским. Такими деяниями я умиротворил сердца великих богов, владык моих… К остальным же вавилонянам и жителям Куфы и Сиппара, избегнувшим резни и голодной смерти, я отнесся милостиво, приказав даровать им жизнь и назначить им пребывание в Вавилоне».