В Институте папируса
Казалось, тайна изготовления папируса утеряна. Когда его пытались воспроизвести современники, пользуясь древними описаниями и инструкциями, вместо подлинного папируса получались грубые подделки. Заслуга возвращения искусства изготовления папируса принадлежит Хасану Рагабу. В прошлом офицер, член организации «Свободные офицеры», затем дипломат, он решил посвятить жизнь раскрытию тайны предков. Поискам и трудам он отдал все свои (и родных) средства. Сколько дней и бессонных ночей провел в изысканиях – не перечесть… Когда покидала надежда, он упорно повторял поговорку: «Ассабр гамиль» («Терпение прекрасно»). Наконец Хасан достиг своего – выяснил секрет папируса. Оказывается, при его изготовлении клей вовсе не применялся. Полоская стебли в нильской воде, египтяне использовали природные свойства сахарного сока. Тот скреплял намертво части папируса, делая бумагу гибкой и надежной для письма.
После этого открытия древний папирус получил «официальный статус» в Египте. На нем уже в наше время стали печатать дипломы египетских научных учреждений, приглашения на важные и престижные приемы, изысканные визитные карточки. Домик Хасана Рагаба на Ниле, где произошло «новое рождение» папируса, превратился в Институт папируса. Сегодня есть и специальные музеи папируса.
Палетка (паллета) фараона Нармера: лицевая и оборотная стороны
Несколько слов о тогдашней технике и средствах письма. Напомню, древние народы в качестве писчего материала часто использовали глину. Они писали с помощью тростниковых палочек, а затем металлическими стержнями. Техника письма становилась совершеннее. Количество букв сократилось. В Египте существовали различные типы иероглифов. Одни относились к эпиграфической или монументальной группе, другие – к разряду рукописных иероглифов. Первые скульптор и художник обычно использовали в монументальных произведениях по камню и дереву. Недаром храмы, внутренние помещения пирамид ученые порой называют «гигантскими каменными книгами». Действительно, художники задействовали все доступные им поверхности (архитравы, колонны, основания, пилоны, плиты и стены), чтобы покрыть их различного рода рисунками или письменами. Кстати говоря, словосочетание «палитра художников» произошло от египетской «паллеты». Для исследователей культуры они представляют особую ценность, так как ни одна иная система письма не позволяла столь наглядно проследить историю ее становления и развития как иероглифическое письмо египтян. Обычно египетское письмо включало до 700 знаков.
Такого рода монументальное письмо сохранялось до III века н. э. С его помощью писцы заносили священные и религиозные тексты на свитки папируса, кожаные и деревянные поверхности. Раскопки некрополя в Саккара показали, что папирус как писчий материал существовал уже в эпоху Раннего царства, то есть еще до I династии. В деревянных шкатулках нашли готовые к употреблению в качестве писчей бумаги рулоны папируса. Минули тысячелетия, прежде чем (в конце II в. до н. э.) на смену папирусу пришел пергамен. Самый большой из дошедших до нас свитков – «папирус Харриса» имел в длину 40,5 метра, в ширину – 64,25 см (1200 г. до н. э.), и хранится в Британском музее. Были более крупные свитки. Свиток с поэмами Гомера «Илиада» и «Одиссея» достигал в длину 150 м, а свиток «Истории Пелопоннесской войны» Фукидида – 801 м.
Исчерпывающее представление о письменных инструментах того периода дали находки в гробнице Тутанхамона. В сокровищнице фараона найдена палетка для письма. Здесь же находились и другие письменные принадлежности. На одной палетке (с красками и тростниковыми перьями – каламами) было начертано имя царя. В письменный набор, обитый листовым золотом, входили: футляр‑пенал для тростниковых перьев, выполненный в виде колонны с капителью из стилизованных листьев пальмы, инструмент из слоновой кости, служивший для разглаживания папируса. Все это ныне можно увидеть в музее. Известна и так называемая палетка Нармера (Менеса), имевшая церемониальное значение. Кстати, никто в мире (кроме египтян) так и не додумался обожествить письменный прибор.