Молитва мусульман
Идут споры и вокруг того, кого считать культурным лидером Африки. Споры получили особенно громкий резонанс после того, как установили, что человечество возникло именно в Африке, откуда еще до последнего ледникового периода и началось расселение людей по планете (примерно 40 000 лет тому назад). Ранее считалось ведь, что и египтяне – дети вовсе не Африканского, а азиатского континента. Где только ни искали предков современных обитателей Египта (в Индии, на Цейлоне). В одной из книг о Египте начала XX века говорилось: «Народ (египтяне) назвал свою землю Кеми, т. е. «Черной Землей», имея в виду цвет плодоносного чернозема, отнюдь не собственный цвет кожи. Египтяне вовсе не были неграми. Они принадлежали к совершенно другой расе, чем африканские аборигены, а именно – к ветви великой Белой Расы, потемневшей от векового пребывания в тропических климатах. Они в доисторические времена пришли в долину Нила из Азии, а именно, вероятно, из Аравии… Есть много указаний, – язык, между прочим, – что они происходили от древнего семитского корня». Хотя более осторожные ученые (Массулар) писали, что население Египта ранее возникло из соединения разных этнических элементов, то есть средиземноморских, негроидных и смешанных групп. Но почти все ученые утверждали, что ни о каком массовом вторжении азиатов в Египет в ту эпоху говорить не приходится. Потоки населения направлялись в Египет из Восточной и Западной пустынь, с Эфиопского нагорья, побережья Красного моря и т. д. Они‑то и составили тот людской конгломерат, что именуется сегодня египетским народом. Странно еще то, что исток египетской цивилизации не искали в Китае, хотя обратные гипотезы некоторыми рассматривались.
Дж. Б. Тьеполо. Африка
Спор о происхождении и корнях народов Африки и Египта обострился после сенсационных находок останков древних предков Homo sapiens в Восточной и Северо‑Восточной Африке (Р. Лики). Было замечено: у народов южнее Сахары есть немало общего с народами Древнего Египта (культы животных, прически, ритуальная символика, мумификация, характер власти). Э. Навилль утверждал: характер египетской цивилизации «в основном африканский». Г. Масперо писал, что искусство Египта, как и его цивилизация, «зародились на африканской почве». Это бесспорно…
Надо заметить, что европейцы довольно поздно проникли в глубины Африки (если не считать таковыми «сыновей вождей» из Кирены, о которых писал еще Геродот). Они на пари решили пересечь Сахару с севера на юг. Случилось это еще за четыреста лет до того, как войска Юлия Цезаря пересекли Ла‑Манш. Тем не менее, когда европейцы стали знакомиться с культурами Африки, они обнаружили там неожиданно много загадок (и миф о прибытии «ковчега Номмо», и миф о «космических пришельцах», и удивительные гравюры на скалах Сахары, изображающие фигуру жирафа, и способность плавить золото и металлы, и возведенные обитателями Зимбабве каменные стены массивных зданий).
Древности Зимбабве
Европейцы, столкнувшиеся с этими строениями в XIX веке, сразу же нарекли их делом рук античных народов. «Эта крепость на холме, – говорил в 1868 году немецкий геолог Маух, – без всякого сомнения, была копией храма царя Соломона на горе Мории, тогда как огромное строение в долине – «Эллиптическое здание» – также, несомненно, было копией дворца, где царица Савская останавливалась во время пребывания в Иерусалиме в X в. до н. э.». Обосновавшиеся в тех местах в конце XIX века англичане (впоследствии они дадут им имя Южной Родезии) также считали, что тут некогда располагалась легендарная земля Офир. Один из англичан уверенно заявил: «Можно ожидать, что изображение королевы Виктории отчеканят на золоте, которым царь Соломон украшал свой трон из слоновой кости и оплетал кедровые колонны своего храма». Португальцы в легенде связали золото Софалы с сокровищами Офира. В памяти европейцев, египтян, арабов запечатлелось и историческое путешествие в Мекку легендарного повелителя Мали, Манса Муса, имевшее место в 1347 году. Африканский правитель буквально потряс Европу и Восток своим личным кошельком, полным золота. «Кошель» этот был нагружен на сотню верблюдов и вез груду сокровищ: 15 000 тонн золота предназначалось на путевые расходы царя, его окружения.