Затем были обнаружены стены дворцов, облицованные большими алебастровыми плитами пурпурно‑красного цвета. На рельефах он увидел крылатые существа с орлиными и человеческими головами. Постепенно стал прорисовываться и план города. К ступенчатой башне в виде зиккурата примыкала пристройка, тянувшаяся к Тигру. Там находились священные ладьи, на которые во дни торжеств приносили статуи всех богов из храмов города. На ладьях боги покидали Ашшур, чтобы через какое‑то время вернуться в свои святилища. Для этой цели и была проложена «дорога процессий» от берега Тигра до храмов, как это было и в Вавилоне.
Ученому удалось обнаружить храмы главного бога Ассирии – Ашшура и почитаемой обитателями страны богини Иштар. «Но особое потрясение испытал Андре при открытии склепов нескольких поколений ассирийских монархов, находившихся в подземных камерах с куполообразными потолками. Стены были облицованы каменными пластинами, на которых 18 раз выбито клинописью имя соответствующего царя. Все склепы, к великому разочарованию, оказались пусты: их ограбили еще в древности. Лишь в одном из них археолог нашел разбитый на куски каменный гроб. Он собрал фрагменты и отправил их в Берлин. Там гроб с трудом восстановили. Некогда он состоял из единой 18?тонной каменной глыбы длиной 3,85 и шириной около 2 метров. Высота – примерно 2 метра. Как же, каким образом и кто мог разрушить этот колоссальный саркофаг? «Очевидно, – пишет Э. Церен, – его облили нефтью, а затем подожгли, чтобы раскалить камень. Потом лили на него холодную воду, и гроб раскололся… После того как в Берлине восстановили царский гроб, ученые берлинского музея прочитали последнюю из начертанных на нем надписей: «Дворец Ашшурнасирпала, царя Вселенной, царя Ашшура». Вероятно, гробница была ограблена в период крушения ассирийской державы в конце VII века до н. э., царский труп сожгли или бросили в Тигр, гроб взорвали и сам склеп в конце концов разрушили». В таком виде, разграбленными и разрушенными, нашел Андре гробницы многих ассирийских царей, перед которыми когда‑то трепетал весь мир. Sic transit gloria mundi! «Так проходит мирская слава!» Такие же картины грабежей усыпальниц царей видел Египет на протяжении всей истории.
«Голова Нимрода». Раскопки О. Лэйярда в Нимруде
Значительны были заслуги и американцев, Хейнеса и Гилпрехта, собравших около 30 тысяч табличек (1893–1900). В тяжелых условиях шли их поиски. С. Лэнгдон писал в 1928 году: «Холм хранит свои тайны в сердце безводной пустыни. Природные условия делают продолжительные археологические работы здесь почти невозможными». Песчаные бури были тут столь неожиданными и мощными, что они были в состоянии занести все, что было еще недавно обнаружено. Так, базальтовый лев, раскопанный Тейлором, был найден только спустя 70 лет Халлом, а через некоторое время иракские ученые обнаружили его вновь, под полутораметровым слоем песка. Случались потери. Ученые‑археологи, пишет Веллард, с содроганием вспоминают, как Лэйярд и его современники, словно шахтеры, прорубались сквозь дворцы, храмы Ниневии и Вавилона, прокладывая вертикальные шахты «прямо сквозь древние памятники». Конечно же и местные жители искали в руинах украшения, фигурки, статуэтки, чтобы затем выгодно продать их на базаре. Тысячи табличек были разбиты тогда кирками рабочих или безвозвратно утеряны по пути в Европу. В 1844 году груз, посланный на плотах по Тигру Э. Ботта, первым исследователем ассирийского холма, затонул в устье Шатт‑эль‑Араб. Были безвозвратно утеряны плоды двухлетних раскопок (2 тысячи скульптур и рельефов). Подобным же образом погибли 15 ящиков находок из древней Ниневии, отосланные в 1851 году в Багдад. Да и сами места раскопок середины XIX века напоминали «призрачные склепы погибших свидетельств» (Ф. Петри). Как ни странно, темнота и невежество обитателей этих мест в ряде случаев сослужили добрую службу истории цивилизации и культуры. Рабочим, трудившимся на раскопках, находившим в Месопотамии кирпичи, статуи, цилиндрические печати с надписями, все эти раритеты казались бесполезными, и они зачастую просто выбрасывали их в мусор, как ненужные… Приведу имена известных ассириологов: К. Рич, Р. Раск, Э. Бюрнуф, Ж. Опперт, Э. Бер, О. Лэйярд, Г. Роулинсон, Э. Хинкс и другие. Затем список пополнился именами Л. Вулли, С. Крамера, Э. Кьера и др. Своя школа научного изучения клинописи возникла и у русских (Н. Лихачев, М. Никольский, В. Струве, И. Дьяконов, А. Рифтин и многие другие).