«Если бы когда‑нибудь за наше воспитание, – писал И. Кант, – взялось существо высшего порядка, тогда действительно увидели бы, что может выйти из человека». Похоже, что тогда большой разницы между образованием и воспитанием не видели. С эпохи Древнего царства нет и специальных терминов, различающих оба эти понятия. Воспитание давалось с трудом, и даже обращение к Тоту не всегда помогало. Учителя прибегали к более веским аргументам – для научения уму‑разуму не жалели палок. Слово «обучение» нередко было синонимом «человека с палкой» («рука с палкой»). Писец Аменемопе вдалбливает ученикам в голову одну доходчивую мысль: «Не проводи ни одного дня в безделье, иначе буду бить тебя. Уши юноши на спине его, и он внемлет, когда бьют его. Пусть внемлет сердце твое тому, что сказал я, – будет это полезно тебе. Обучают же обезьян танцам, объезжают лошадей, помещают коршуна в гнездо и за крылья ловят сокола. Будь настойчив в получении советов! Не ленись! Пиши! Не поддавайся и пресыщению (письмом), отдай ему сердце и внимай словам! Найдешь ты их полезными». Другой писец, доказывая ученику важность работы с папирусом, уверяет, что общение с источником знаний приятнее хлеба и пива, важнее, чем наследство, почетнее возведения после смерти гробницы.
Писец Небмертуф и бог мудрости Тот
Увы, не всегда даже пламенные увещевания оказывались эффективными. Молодежь относилась к учебе с прохладцей. Многое зависело от ума и воспитания учеников в семье. Богатые и знатные относились к учебе основательно и серьезно. Диодор сообщал, что в Египте лишь дети жрецов получали настоящее образование, тогда как основная масса народа, как правило, так и оставалась неграмотной и невежественной. Полагаем, что его словам вполне можно доверять.
Знания требовались всюду: от прокладки дорог и строительства каналов и пирамид до хозяйственных экспедиций, целью которых была добыча полезных ископаемых. Масштабы работ были таковы, что поневоле приходилось привлекать также людей неопытных, неумелых, а то и просто неграмотных. В помощь таким работникам были прописи, слепки с особенно часто используемыми написаниями (сделанные с образцов, выполненных опытными мастерами). Такие прописи с именами и званиями солнца, царя или царицы (своего рода трафареты) были найдены в разных местах. Больше всего их обнаружено во дворцах жрецов или фараонов. Рядом – остатки снесенных впоследствии жилищ, видимо строительных рабочих. В одном египетском изречении поучительно рекомендуется: «Советуйся с невежественными, как со знающим».
Знающих людей все же выделяли. К примеру, в другом поучении сказано: «Сделают все, что ты скажешь, если ты будешь знающим. Тогда и все, что ты скажешь, будет прекрасным». К услугам «интеллигенции» были библиотеки и книжные дома. Одна из гробниц в Египте упоминает имя сановника времен VI династии, называя его «заведующим книжным домом».
Богиня Исида, фараон Рамсес III и его умерший от эпидемии сын
Значительны заслуги древних египтян в развитии наук. Они создали систему исчисления, близкую к десятичной, выработали специальные знаки‑числа: 1 (вертикальная черта), 10 (знак скобы или подковы), 100 (знак закрученной веревки), 1000 (изображение стебля лотоса), 10 000 (поднятый человеческий палец), 100 000 (изображение головастика), 1 000 000 (фигурка сидящего на корточках божества с поднятыми руками). Умели производить сложение, вычитание, умножение и деление. Год у них не всегда соответствовал 365 дням, ибо имелись три различные календарные системы.
Славились они и врачебным искусством. Врачи исследовали тело и состав тканей человека. Практика бальзамирования трупов стала главным источником знаний о строении тела. Это потребовало разработки нужных реактивов, позволявших сохранять тело. Результат налицо: трупы захороненных много тысячелетий тому назад прекрасно сохранились. По ним ныне исследуют состояние их здоровья или определяют характер болезни. Древнейшие медицинские трактаты египтян до нас не дошли. Среди 10 основных врачебных папирусов (с более ранних трактатов) старейший датируется примерно 1800 годом до н. э. Папирус Эберса (свиток длиной в 20,5 м) и папирус Эдвина Смита (длиной в 5 м) по сути представляют собой медицинские энциклопедии древнего мира. Одни разделы посвящены ведению родов, другие – лечению животных. Жрец Манефон упоминает трактат Атотиса (второй царь I династии), рассказывающий о строении тела человека. Есть и иные документы.