Каменная статуя Гудеа – правителя Лагаша
И ныне в музеях Европы, Азии, Америки, России уже имеется около четверти миллиона шумерских табличек и фрагментов. Древнейшим местом (или «городом»), где поселились шумеры (если принять версию миграции), был Эреду (современное название – Абу‑Шахрайон). В «Царском списке» сказано: «После того как царственность низошла с небес, Эреду стал местом царственности». Возможно, строки и породили экстравагантную точку зрения. Иные прочли слово «шумер» как «человек сверху» («шу» – сверху и «мер» – человек): якобы американцы с помощью новейших компьютеров произвели расшифровку и «выяснили»: шумеры – с иной планеты, с двойника Земли, не обнаруженного астрономами. В подтверждение этому даже приводились строки из сказания о Гильгамеше, где герой называет себя сверхчеловеком. В Эреду, как гласил миф, якобы находился дворец бога Энки, воздвигнутый на дне океана. Эреду стал у шумер местом культа бога Энки (Эйа).
Каменная статуэтка богомольца из Лагаша
Постепенно шумеры стали продвигаться на север. Так они захватили и стали развивать Урук, библейский Эрех (ныне – Варка). Тут же был обнаружен и храм бога Ана («Белое святилище»), участок мостовой из необработанных известняковых блоков – древнейшее каменное сооружение Месопотамии. Внушительные размеры (80 на 30 м), совершенство архитектурной формы, сводчатые ниши, обрамляющие внутренний двор с жертвенным столом, стены, ориентированные на четыре стороны света, лестницы, ведущие в алтарь, – все это делало храм настоящим чудом архитектурного искусства даже в глазах весьма искушенных археологов. В шумерских храмах, пишет М. Белицкий, были десятки помещений, где жили со своими семьями князья‑жрецы, энси, правители, чиновники и жрецы, державшие в руках верховную светскую и духовную власть. В культурных слоях Урука были обнаружены первые таблички с пиктографическим письмом, одна из которых хранится в Эрмитаже (2900 г. до н. э.). Позднее пиктограммы заменили идеограммами. Таких значков было около 2000. Их смысл крайне трудно разгадать. Возможно, по этой причине, несмотря на огромное число табличек, история пока помалкивает. Обнаружены следы влияния культуры Урука на культуру стран Средиземноморья – Сирии, Анатолии и др.
Настольная игра шумеров
В Египте (эпоха Нагада II, соответствующая культуре Урука IV) найдены привезенные из Шумера предметы роскоши, сосуды с ручками и пр. На сланцевой плитке древнейшего правителя Верхнего и Нижнего Египта, легендарного Менеса, присутствует типичный шумерский мотив, восходящий еще к эпохе Урука, – фантастического вида животные с длинными шеями. На рукоятке кинжала, найденного в Джебель‑эль‑Араке, неподалеку от Абидоса, в Верхнем Египте, имеется чрезвычайно любопытный мотив – сцены сражений на суше и море. Ученые пришли к выводу: на рукоятке, относящейся к эпохе Джемдет‑Насра (2800 г. до н. э.), изображена битва, разыгравшаяся между шумерами, прибывшими по Чермному морю, и местным населением. Все это означает, что даже в столь отдаленное время шумеры не только уже могли добираться до Египта, но и оказывали определенное воздействие на формирование египетской культуры. Гипотеза, согласно которой не только иероглифическое письмо возникло благодаря шумерам, а сама идея создания письменных знаков родилась в Египте под их влиянием, имеет уже немалое число сторонников. Одним словом, перед нами предстал талантливый народ строителей, художников, организаторов, воинов, ученых.
Белый храм в Уруке. Реконструкция
Так как же протекала жизнь в городе‑государстве шумеров? Возьмем в качестве примера Урук, что находился на юге Месопотамии. В середине III тысячелетия до н. э. град сей занимал площадь свыше 400 га. Он был окружен двойными стенами из сырцовых кирпичей, протяженностью в 10 километров. Город имел свыше 800 сторожевых башен и население от 80 000 до 120 000 человек. Одним из его правителей, которых величали «эн» или «энси», видимо, был легендарный Гильгамеш. Немецкий ученый Х. Шмекель в книге «Ур, Ассирия и Вавилон» реконструировал жизнь города. На улицах города, в жилых районах, движение, шум, суета. Кончился знойный, душный день. Настала долгожданная вечерняя прохлада. Вдоль глухих глиняных стен, однообразие которых нарушают небольшие проемы, ведущие внутрь домов, шагают, возвращаясь из мастерских в храме, кузнецы и гончары, оружейники и скульпторы, каменщики и резчики. Видны женщины с кувшинами воды. Они спешат домой, чтобы поскорее приготовить ужин для мужей и детей. В толпе прохожих заметно и немало воинов… Медленно, словно боясь уронить достоинство, идут по улице важные жрецы, дворцовые чиновники, писцы. Нарядные модные юбочки делают их заметнее. Ведь в социальной иерархии они стоят выше ремесленников, работников, земледельцев, пастухов. Шумные, озорные мальчишки после длинного дня изнурительной учебы в школе писцов побросали таблички и с беззаботным смехом провожают караван ослов. Те нагружены корзинами с товарами с кораблей, разгруженных на пристани. Вдруг откуда‑то издалека доносится крик, потом другой, третий. Крики эти все приближаются, становятся громче.