О степени ненависти к Ассирии говорит и то, что победители хватали за ноги младенцев и разбивали им головы о стены. Царь Ниневии Син‑шарру‑ишкун зажег дворец и погиб в пламени. В 609 году до н. э., когда были разбиты последние ассирийские отряды в битве при Харране, могущественнейшая держава Древнего Востока прекратила свое существование. Э. Церен в «Библейских холмах» отмечал, что культура ассирийцев была окончательно похоронена в конце VII века до н. э. Все города, все поселки, все дворцы и храмы Ассирии – решительно все в этой стране было ограблено, разрушено и сожжено. «Враги Ассирии сторицей отплатили ей за те удары, которые она когда‑либо наносила. Тишина опустилась на огромную территорию верхнего Тигра». Мертвая тишина…
Как же, о боги, скоротечна мирская слава! И ведь подумать только: пройдет всего‑то пара веков, и историк Ксенофонт, будучи на землях бывшей ассирийской державы, видя обломки стен, даже не сможет себе представить, что тут когда‑то находилась великая ассирийская держава. Он даже не знал имен таких городов как Ниневия и Калах. В таком же неведении был Александр Македонский, что сражался в тех местах и победил Дария. Зачем тогда кровавые жертвы, если всё тлен и прах?!
Такая же судьба ожидала Вавилон, который, как моровая язва, губил всех, даже победителей. В Библии пророк вещал: «И Вавилон, краса царств, гордость халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра, не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем; не раскинет аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там. Не будут обитать в нем звери пустыни, и дома наполнятся филинами, и страусы поселятся, и косматые будут скакать там. Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены – в увеселительных домах». Все это произойдет гораздо позже. Курций Руф писал, как Александр Македонский взял сей город без боя. Жители устилали цветами путь его войску, жгли фимиам и другие благовония (на серебряных алтарях). Хранитель крепости и царской казны Багофан распорядился выдать богатые подарки, имущество Дария и деньги. Но вскоре войско покорителя мира стало жертвой царивших тут мерзких пороков.
П. Рубенс. Вакханалия
Курций Руф довольно красочно описал вакханалию на улицах Вавилона: «Царь (Александр Македонский) задержался в этом городе дольше, чем где‑либо, но ни в каком другом месте он не причинил большего вреда военной дисциплине. Нет другого города с такими испорченными нравами, со столькими соблазнами, возбуждающими неудержимые страсти. Родители и мужья разрешают здесь своим дочерям и женам вступать в связь с пришельцами, лишь бы им заплатили за их позор. Пиршества и забавы по душе царям и их придворным во всей Персиде; вавилоняне же особенно преданы вину и всему, что следует за опьянением. При начале пиршества вид у женщин, участвующих в нем, бывает скромный, потом снимается верхняя одежда, понемногу обнажается и стыд, а под конец – не знаешь как и сказать – они сбрасывают с себя и нижние одежды. И этот позор в обычае не только у распутниц, но у матрон и девушек; предоставление своего тела считается у них любезностью. Войско, покорившее Азию, пробыв среди такого распутства в течение 34 дней, конечно, оказалось бы расслабленным для предстоящих ему еще испытаний, если бы перед ним был настоящий враг». Но финал трагедии Вавилонского царства был отнесен на время волею судеб…
А. А. Иванов. Эскиз. Разряженные женщины ходят, обольщая взорами
Объяснять все синдромом мести не стоит. Другое объяснение дают евреи, говоря, что Вавилон согрешил против Яхве и за это был наказан. Пророк призвал другие народы воздать по заслугам преступному граду. Грозные пророчества в адрес Вавилона возникли задолго до уничтожения Иерусалима в 587 году до н. э. (Исайя и др.). В философском плане неплохо поразмышлять над пророчеством Иеремии. Благодаря им в дальнейшем в литературе образ Вавилона из губителя народов превратился в символ противления Богу, а затем и вовсе стал врагом par excellence. Хотя крах города имел в основе экономические и политические причины. Слишком он был богат и вызывающ. Сцена гибели халдейского царя Валтасара вошла в Библию (у пророка Даниила) как поучительный пример осуждения тех, кто вел роскошную, беспутную и безнравственную жизнь. Согласно легенде, во время царского пира невидимая рука начертала на стенах дворца царя таинственные письмена – «мене, мене, текел, упарсин», что по‑арамейски значило: исчислен, взвешен и разделен; исчислено время, и будет разделено твое царство. Так, собственно, и произошло с Вавилоном.