Символический образ Гермеса
Египтяне считали, что Тот измерил землю, небо, сосчитал звезды («сосчитал небо и (все), что на нем»). Тоту приписывают «Книгу Мертвых» (первая глава книги влагается в его уста, тогда как главы 30?я и 64?я идут как откровение бога). Он считался у египтян «идеалом высшей премудрости и правды, олицетворением лучших сторон человеческой природы, воплощением идеи откровения», олицетворением ума. В царстве живых Тот выступал как автор священных книг, он вел хронику царей, записывая имена на листьях священного древа. Его изображение можно было видеть на видном месте в библиотеках, канцеляриях и кабинетах. У писцов он считался наивысшим авторитетом, его имя использовали как заклинание. Писец Эннана, закончив одну из книг, скажет: «Кто будет возражать против этой книги, да будет Тот ему врагом!» В загробном царстве Тот держал в руках весы, на которых взвешивались все поступки покойного (неправедные поступки). Тот выступает в роли адвоката перед судом присяжных. Вокруг него боги слушают так называемую отрицательную исповедь усопшего и готовы пожрать виновных. Именно великий маг, чародей Тот воскресил Озириса, убитого Сетом. Так гласит легенда.
Интеллектуальная жизнь Египта шла под его знаком. Он управлял языками, записывал дни рождения и смерти, вел летописи. Покровительством Тота пользовались архив и библиотека Гермополя. В эллинистический период ему приписали создание священных книг, таких как «Книга дыхания», якобы обладавшая магической силой. Эту книгу, как и «Книгу Мертвых», помещали в гробницу. Считалось, что он царствовал на земле после Гора в течение 7726 лет.
Бог Тот – ибисоголовый
Гермес Трисмегист, имевший общее имя с богом Тотом, выступая в роли тайновидца незримого мира, походил на Гермеса греков. Выступая провожатым царства мертвых, он присутствовал на суде у Осириса. Гермес Трисмегист считался отцом оккультных наук, он – автор 18 трактатов‑диалогов на греческом и латыни, объединенных в сборник «Поймандр» («Пастырь мужей»). Он считал: лишь с помощью совершенного знания можно обрести бога и стать его живым воплощением.
Гермес попал в мифологию греков, а затем римлян под именем Меркурия. Герметизм представлял собой комбинацию стоических, платоновских и аристотелевских идей и, вероятно, относился к III или II векам н. э., когда в кругу образованных египтян возникла необходимость осмыслить греческое наследие. Элементы египетского культурного национализма говорят скорее в пользу этого предположения, чем наоборот. То обстоятельство, что ни человек огромных энциклопедических знаний Климент Александрийский (конец II – начало III в. н. э.), ни Ориген (185–255 гг. н. э.) ничего не говорили о герметических сочинениях, упоминая лишь об одном египетском мудреце, Тоте, подтверждают предположения ученых.
Тот – бог Разума, наук, знаниий, мудрости, образования и мысли. Английское слово «thought», означающее «мысль», произошло от имени «Тот». Тот вел счет дням, месяцам и годам, и его называли «владыкой времени». Он создал письменность, научил людей счету и письму, совмещая в себе функции бога мудрости, изобретателя письма, покровителя науки и литературы. Именовали Тота – «который подает словеса и писание», «владыка Слова Божия». «Слово Божие» в этом случае выступало как технический термин для иероглифического письма и для выражения словесности. Почитали бога со времен фараонов I династии, о чем говорят палетки с его изображением и святилища его имени времен царя Нармера. Святилище Тота находилось в скрытой зоне района пирамид в Гизе. Говорят, Большой сфинкс смотрит на тайное святилище Тота, охраняя вход в него. Изображали его в виде человека с головой ибиса (болотной птицы). Полагали, богу ведома тайна особой премудрости.
Откуда явился к египтянам сей бог? Как свидетельствует Б. Тураев, во все времена египетской истории богу Тоту сопутствовал эпитет «владыка Града Восьми», то есть владыка города, носившего в древности имя Хмуну, в греческие времена – Гермополя Великого, в коптское время – Шмун, в арабскую эпоху – Ашмунейн. Город и относящийся к нему ном располагались в центре Нильской долины, находясь на пересечении торговых путей, ведущих в Судан и Азию. Масперо нашел данные о существовании там таможни (в греческую эпоху). Видимо, в глубокой древности область благодаря благосостоянию и богатству раньше других смогла вступить на путь культуры. В конце II тысячелетия до н. э. гермопольские монархи, являвшиеся жрецами Тота, носили титул «сыновей Тота». Во времена XIX династии Тота изображали записывающим имя фараона на священной сикиморе. Некоторые фараоны брали себе его имя, звучавшее как «дитя Тота».