Девочка с табличками для письма
Обучение шло в основном в рамках устных традиций, ведь папирус стоил недешево… А. Хомяков, автор знаменитой «Семирамиды» (он писал ее 20 лет, столько же строили пирамиду Хеопса), писал: «Просвещение ранних веков передавалось не книгами и не журналами, но живою речью и живыми сношениями народов». Однако рождение письменности стало событием исключительным. Многие приписывают себе первенство в этом важнейшем изобретении, хотя, возможно, системы письма рождались одновременно в разных частях мира. «Один факт не подлежит сомнению, это тот, что Египет ни от кого не заимствовал своей первоначальной грамоты и что эта грамота была чисто образная, иероглиф в своей первобытной простоте… Отсутствие иероглифов в Индии и на Востоке доказывает, что начала религиозное и племенное были… перенесены с берегов Африки в Южную и островную Азию, прежде чем Египет достиг своей самостоятельной жизни. Нельзя отрицать связи между системою китайцев и египетскою, но невозможно и доказать прямую зависимость китайских письмен от египетских…»
Юные египтянки
Великая империя, а таковой бесспорно тридцать три с половиной века тому назад был Древний Египет, нуждалась в большом числе обученных ремесленников и мастеров. При резиденциях фараонов, в главных храмах создавались школы и учебные заведения. С помощью учителей совершалось превращение «примитивного дикаря в варвара», а затем того же варвара – в образованного египтянина или грека. Прежде чем достигнуть состояния цивилизации, примитивный дикарь должен был из варвара превратиться в «человека низкого типа», а затем в грека гомеровского века, еврея времен Авраама, китайца эпохи Конфуция. Прогрессивное развитие периода цивилизации в той или иной мере было свойственно человечеству. Такие места, где совершалось подобное таинство, пользовались почетом. Учебные заведения находились при известных храмах (храм Пта в Мемфисе, храм Солнца в Гелиополисе, храм Осириса в Абидосе и др.). Властители, разумеется, были заинтересованы в высоком уровне подготовки своих специалистов. Ведь это они возводили каналы, строили храмы, создавали жилища для вечности (гробницы).
Гермес Меркурий Трисмегист
Образование первоначально носило культово‑религиозный характер. Учителя и ученики восхваляли мудрость всесильных богов, пытаясь снискать их благословение – Амона, Ра и Пта в Египте, Зевса и Афины – в Греции, Юпитера и Минервы – в Риме, Тинит и Ваал‑Мелькарта – в Карфагене и т. д. Вспомним, как в одноименной трагедии Эсхила Прометей утверждает, что он сделал неразумных людей разумными, обучив их искусству мысли. «Я научил их первой из наук – науке чисел и грамоте; я дал им и творческую память, матерь Муз», – восклицает он. Древнегреческий драматург в образной форме выразил тут пантеистические взгляды современников. Просветителей нередко обожествляли. Вавилоняне наделяли фантастическими чертами некоего Оаннеса, сообщавшего людям массу важных и нужных сведений. Греки возвели в ранг полубога мореплавателя Кадма, якобы привезшего в Грецию искусство письма. Египтяне, как известно, обожествили Тота.
Кем он был в действительности? Человек он или бог? Некоторые комментаторы полагают, что он был одновременно тем и другим. Его путают с другими богами (были первый и второй Гермес). Тота называли изобретателем иероглифов, покровителем наук и переводчиков. Он мастер всех наук и искусств, знаток всех ремесел, Правитель Трех Миров, Писец Богов и Хранитель Книг Жизни. Писцы считали его своим покровителем и несли ему щедрые дары. Палетка писца была его атрибутом. Письменный прибор у египтян имел священное значение и считался «останками Осириса». Тот – покровитель науки, как бог Пта – бог искусств и покровитель художников. Развитие египетской цивилизации немыслимо без имени Тота, ибо все мудрое, творческое, познавательное, созидательное шло от него.