Ф. Франкен. Возведение Вавилонской башни
П. Брейгель. Вавилонская башня
Купцы продавали предметы роскоши, полудрагоценные камни (сердолик, ляпис‑лазурь) и золото из Анатолии, попадавшие сюда из Афганистана, Ирана, Индии и других стран, и получали баснословные прибыли. Находилась работа и для ремесленников. Продукция их ремесел, текстильного производства быстро расходилась по миру. Одевались вавилоняне разнообразно и даже изысканно: они носили льняной хитон, доходящий до ног, поверх него – другой, шерстяной хитон. Затем поверх всего накидывалась еще и тонкая белая хламида. Голову их украшали тюрбаны, на ногах были сапоги. У богатого вавилонянина, помимо прочего, был еще перстень с печатью и посох искусной работы. Товары Вавилона становились эталоном высокого качества и моды. Иезекииль, говоря о торговле Ассура с Тигром, указывает на то, что туда из региона доставлялись «великолепные епанчи, тюки пурпуровых и узорчатых тканей и лучшие шали, связанные веревками, в кедровых ящиках». Конечно, одежды царей Вавилона были еще роскошнее и богаче: сверкали золотом, драгоценными камнями, вышивками. За вавилонское покрывало для обеденного ложа или «вавилонский ковер» (I в. до н. э.) римские богачи платили по 800 тысяч сестерций (Катон Младший). Император Нерон купил схожее произведение искусства за 4 млн сестерций. Месопотамское влияние заметно и в изделиях, встречающихся в Египте. На палетках и рукоятках ножей мы видим фантастических животных – крылатых грифонов, хищников из семейства кошачьих со змеиными шеями, пару странных существ с изогнутой шеей и т. д.
Вавилонская башня. Реконструкция
К эпохе правления царя Хаммурапи относят и возникновение легенды о Вавилонской башне, храме‑зиккурате. Всем известно выражение «вавилонское столпотворение». В Книге Бытия о создании Вавилонской башни сказано: «И сказали они: построим себе город и башню высотой до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли». Залечивая старые раны от разрушений, причиненных Вавилону Синахерибом и Ашшурбанипалом, цари очистят центральный канал, вымостят центральную дорогу, главную улицу столицы, реставрируют стены кремля, построят дворцы, воздвигнут и реставрируют храмы, и, естественно, приступят к ремонту и украшению вавилонских святынь, поскольку старая Вавилонская башня была разрушена еще задолго до эпохи Хаммурапи.
Решив воссоздать ее, Набопаласар гордо говорил: «К этому времени Мардук повелел мне создать Вавилонскую башню, которая до меня ослаблена была и доведена до падения, воздвигнуть фундамент, установив ее на груди подземного мира, и чтобы вершина ее уходила в поднебесье». Зиккурат Эсагилы «Этеменанки» – «Дом основания неба и земли», разрушенный Синахерибом и недостроенный Асархаддоном, заложен вновь. И сделано это «на груди преисподней, так, чтобы его вершина достигала неба». В той торжественной процессии шел царь и его сыновья. Они несли на головах позолоченные корзины с кирпичами для нового основания знаменитой башни, ставшей впоследствии легендой. По мнению археологов, ее высота равнялась 300 футам и видна была с любой точки, находящейся на расстоянии 60 миль (Дж. Смит). Таковы труды и дни основателя халдейской династии. Надо признать его деятельность разносторонней и эффективной. Это был строитель божьей милостью. Во многих древних городах Месопотамии были обнаружены развалины многоэтажных башен‑храмов. Башни входили в состав языческих храмовых комплексов. Но причина того, что они оказались разрушены, вовсе не воля богов, но действие более могущественного владыки – Времени. Речь о смешении богами языка строителей (а нечто в этом духе и говорит надпись одного из текстов, найденного Дж. Смитом) может означать что угодно. Нельзя исключить того, что за «смешением» языков просто скрывается расхождение племен и народов по разным территориям, а в этой связи неизбежными были и изменения в их речи и языке.