Царь‑бог принимает доклады и клятвы слуг и чиновников
Ассирийские владыки успешно проводили политику плавильного котла (до португальцев, испанцев, китайцев, американцев и русских они осуществили грандиозный социальный эксперимент, сгоняя целые народы, переселяя их на новые земли и в другие страны). Цель – лишить людей привычных корней их родины (с ними вырвать и волю к сопротивлению, ибо на чужой земле сражаться не стоит). К примеру, в 742 и 741 годах до н. э. 30 000 сирийцев из района Хама переселили в горы Загросса, а 18 000 арамеев с левого берега Тигра насильственно отправили в Северную Сирию. «Ассирийские завоеватели всегда были великими передвигателями народов, – писал Г. Масперо. – Они гордились своей властью пересаживать нации, как деревья, и переселять целые племена с севера на юг, с востока на запад. После каждой войны тысячи пленных направлялись в изгнание из побежденной родины в отдаленные страны, население которых завтра, может быть, в свою очередь будет выселено в пустые земли, оставленные этими невольными пришельцами».
Пленники перед лицом царя Ассирии
С Тиглатпаласара III берет начало массовая депортация людей. Это не могло не вызвать глубокой ненависти к ассирийцам и в конце концов привело к краху Ассирии. Тем же курсом следовал и Саргон, заселяя город жителями, собранными с четырех концов света, с гор и равнин, из городов и пустынь. Тут были персыарийцы, армяне, евреи, ассирийцы и другие. Арабские царицы посылали ему дань, а Сирия и Палестина были ему подвластны. Таким образом, Ассирия не только перетасовывала народы, как игральные карты, но в известной мере и работала на «дело сближения культурного человечества» (Б. Тураев). Хотя, разумеется, так вряд ли думали те тысячи и тысячи несчастных, которые шли под конвоем солдат по пустыне, нещадно палимые солнцем, с женами и детьми, усыпая путь своими телами и костями.
Ассирийская конница
У ассирийцев было прекрасное вооружение: лучшая конница и лучшие колесницы на всем Древнем Востоке. В столь хаотичном и беспокойном регионе, каковым была в ту эпоху Передняя Азия, ни одно другое государство тогда не обладало подобными важными преимуществами. Вавилония была уже наполовину разрушена и частично оккупирована арамей‑скими племенами; Египет, управляемый ливийскими принцами, был обессилен и расчленен; фригийцы в Анатолии, мидяне и персы в Иране оставались еще для ассирийцев дальними и сравнительно безобидными соперниками; а в горах Армении будущий грозный соперник Ассирии – царство Урарту («страна Наири») – еще полностью не окреп и не встал на ноги. И только ассирийцы, несмотря на все их проблемы, «оставались потенциально сильнейшими». Поэтому Ассирия (даже в период упадка, то есть до конца X в. до н. э.) сохраняла костяк боевой армии, основу ее государства. В. Гуляев пишет: «Ассирия оставалась компактным и крепким государством. Ее главные города избежали иноземной оккупации и оставались свободными. Ее мужчины, закаленные и воспитанные в почти непрерывных войнах прошлых столетий, были прирожденными воинами. И царская корона с завидным постоянством переходила от одного правителя к другому в пределах одной и той же семьи. Правда, это государство было небольшим (150 км в длину и 80 км в ширину), но ведь таковы многие государства Востока (Тир, Библ, Израиль, Иудея)».
Фигурка беса
Гибель столиц агрессоров
В древности главным связующим моментом были община и общество, а не раса и язык. Поэтому столь пестро выглядели национальные, этнические, языковые рамки государств. Понятия «ассириец», «вавилонянин», «египтянин» на Востоке означало государственную или общинную, а не языковую, антропологическую, этнографическую принадлежность. В ходе битв, миграций шли вольные и невольные переселения с места на место. Массы людей перемещались из региона в регион. В египетских источниках ахеменидского времени упоминается значительное число вавилонян, что явились в Египет с войсками Камбиза или были направлены ахеменидской администрацией для службы. Одни из них служили писцами, другие являлись начальниками воинских отрядов. В Мемфисе некоторые вавилоняне служили мастерами в корабельном арсенале. Селясь группами, они поклонялись их богам, о чем свидетельствуют гермопольские папирусы (боги Бел, Набу, Шамаш, Нергал – в Элефантине, Набу и Баниту – в Саккаре). В свою очередь, те, кто жил в Вавилоне, других городах Месопотамии, привыкли иметь дело со многими божествами (в порядке вещей).