Кольца‑печати, написанные именами Аменхотепа III и его супруги Тийи
Писцы в Древнем Египте составляли умственную элиту, так сказать, тогдашнюю египетскую «интеллигенцию». Хотя не все согласятся с подобным определением роли писцов Египта. Скажем, историк Ковельман утверждал: «Положим, уже писцы Древнего Египта несли свою образованность как знак касты, как высшее достоинство, дающее право на презрение к профанам. Но не было у них стремления светить и просвещать, воспитывать народ даже вопреки его воле. Не было того, что в новое время назвали долгом интеллигенции перед народом. Конечно, искать у деятелей второй софистики четкую концепцию такого долга было бы недопустимой модернизацией». И все же полагаю, в Египте имелись ростки думающей элиты, которая возникла задолго до появления культуры греков и римлян.
Фигура египетского писца
Как бы там ни было, эта прослойка стала привилегированной группой. По словам автора одной древней сатиры о ремеслах, должность писца была единственной без подчинения, ибо «писец сам руководит другими, а также освобожден от всяческих лишних повинностей и защищен от всякой работы». Фактически в Египте он же являлся важным чиновником, руководившим административно‑хозяйственной деятельностью (строительством, сбором налогов, учет и т. д. и т. п.). Но чтобы представить воочию, как выглядел в жизни египетский писец, сходите в Пушкин‑ский музей, где сможете увидеть фигуру писца Сен‑Нефра (из собрания ГМИИ), с покоящимися на коленях руками. Можете сравнить его и с фигуркой из Лувра, имеюшей особенно рельефные портретные характеристики: выдающиеся скулы, разрез крепко сжатых губ, говорящих о суровом характере, пронзительный взгляд глаз со зрачками из горного хрусталя. Тут отчетливо выражены психологизм и внутренняя жизненная сила писцов (или их «ка»).
Фигура египетского писца
Учеба в Египте считалась чрезвычайно важным и ответственным делом. Процесс обучения шел при «прямом» покровительстве богов или близких к ним существ (жрецов). Учителя обращались к Тоту (Джехути). Вот как это представлено у Вал. Брюсова (в стихотворении «Египет»):
Тот, владыка написанных слов,
Тот, царящий над мудростью книг!
Научи меня тайне письмен,
Подскажи мне слова мудрецов.
Аменхотеп в образе писца
Как отмечалось, творец интеллектуальной жизни, владыка мудрости Тот выступал патроном писцов. Он обязан был поддерживать общественный порядок в стране («владыка правды», «царь правды»). Носитель справедливости и истины. Соответствующим образом находившиеся под его покровительством писцы должны были выполнять роль защитников правды и справедливости. В одном из поучений сказано: «Не свидетельствуй ложно, не обманывай кисть свою, чтобы навредить кому‑либо». Хотя Тураев пишет, что «бог премудрости и правды Тот оказывал плохую услугу египетской культуре и справедливости» уже в силу того, что своим вмешательством «сводит этот нравственный элемент почти на нуль». Он учил покойника формулам, которые позволяли ему найти дорогу к сердцам судей. А может быть, к их кошелькам?! «Знание этих формул и имен судей делает нравственную чистоту излишней». Поразительно! Минули тысячелетия, сменились поколения судей, но характер «волшебных формул Фемиды» в ряде случаев остался почти неизменным.
Писец Шери с семьей. XVIII династия (Аменхотеп II). Фивы
Писец должен был научиться читать и писать без ошибок, их учили арифметике, геометрии, иностранным языкам, риторике, музыке. Затем он обязан был учить других подростков‑учеников. В эпоху Среднего царства появляются в Египте и специальные ведомственные учебные заведения, которые стали целенаправленно готовить чиновников для административного аппарата. В качестве учебных материалов использовался ряд поучений, принадлежавших мудрым людям. К началу XII династии оформилась так называемая книга «Кэми», своеобразный компендиум школьных упражнений, служивший пособием на начальном этапе обучения. С его помощью египетские юноши овладевали азами грамотности. Коростовцев (вслед за Тураевым) говорит об утилитарном характере профессии египетского писца.