М. Клодт. Колдуньи
Древние люди наивно продолжали верить в «тайные познания» вавилонян (особенно халдеев). Лукиан, грек по языку и сириец по происхождению, так передавал один из подобных рассказов. Когда некий Мида был укушен змеей и его несли «совершенно распухшего, посиневшего, гниющего и на вид еле живого», к нему привели вавилонянина – из халдеев. Тот пришел, произвел какие‑то заклинания и изгнал из тела яд. При этом он «привесил к ноге его кусок камня, отбитый им от надгробного памятника скончавшейся девушки». После этого Мида поднялся и как ни в чем не бывало отправился в поле. «Так велико было могущество заклинания и надгробного камня». В такую чушь верили, хотя чаще всего больные, прошедшие такой вот «курс лечения», быстро отправлялись прямой дорогой на тот свет.
«Овальный храм» в Хафадже. III тыс. до н. э. Реконструкция
Изобретательство, по словам Сократа, «отец богатства». Профессиональное мастерство привело к появлению «целого класса изобретателей». Знания и навыки стали источником богатства не только умельца, но и всего рода. Монгольские кузнецы (дархаты) считали свое звание сродни рыцарскому. Профессия кузнеца считалась наследственной. В Африке к кузнецам, талантливым ремесленникам относились как к жрецам и любимцам царей (с почтением и уважением). Благодаря их мастерству возникли знаменитые семь чудес света – египетские пирамиды, храм в Галикарнасе, сады Семирамиды, Вавилонская башня, маяк на острове Фарос, Родосский колосс, гробница царя Мавсола, дворец‑лабиринт в Кноссе, этрусские толосы, скифские курганы, города майя и ацтеков, гробницы шумеров, истуканы острова Пасхи, руины Зимбабве, римские дороги. Памятники древнего мира – это воплощенные в камне и земле души великих мастеров. Один из вероятных создателей Пергамского алтаря Атталидов (найден К. Хуманном и хранится ныне в Берлине), Эпигон, говорит в книге Г. Штоля «Боги и гиганты»: «Смотрите, мои друзья, ведь каждый из нас должен стремиться к тому, чтобы создать самое лучшее, и я желаю себе и всем нам, чтобы наше общее творение заняло место одного из семи чудес света, потому что все мы призваны создать нечто не в семь, а в четырнадцать раз более совершеннее всего того, что до сих пор создавалось в мире». Давно исчез с лица земли Пергам, давно исчезла держава Атталидов, а слава создавших его великих скульпторов и мастеров пережила те времена.
Знаменитый Пергамский алтарь
Естественно, что при таких масштабах строительных работ и торговли необходим был труд ремесленников, мастеров, строителей. Они выполняли заказы местных правителей и богачей, а также работали на внешний рынок. Изделия вавилонского ремесла вывозились за пределы страны. Считалось, что это бог морской бездны Эа научил людей различным искусствам. В вавилонском мифе о сотворении мира богом Ану сказано: «Когда Ану сотворил небо, бог Нудиммуд создал океан – свое обиталище. Эа взял со дна океана глины и вылепил из нее бога‑каменщика (или кирпичника) для обновления храмов, сотворил тростник и дерево для построек, сотворил бога‑плотника, бога‑кузнеца и бога Аразу для ведения строительных работ, сотворил горы и моря для всякого рода существ, сотворил бога – золотых дел мастера, бога‑каменотеса и бога Нинкурра – для труда, с его обильными плодами, залогом богатых жертвоприношений…» Живыми воплощениями тех божеств предстали реальные плотники, кузнецы, каменщики, строители, золотых дел мастера. Все указывает на то, что в Вавилоне уже имела место специализация и дифференциация. С годами тут появилась целая армия ремесленников, чей труд активно содействовал росту богатства общин и процветанию городов. Они становились важнейшей частью населения. Разумеется, многие из них со временем сами достигали богатства и почета, приобретали дома и земли. Квалифицированный ремесленник, как отмечает историк, занимал гораздо более высокое общественное положение, чем крестьянин или торговец, не говоря о необученном рабочем. Они были организованы в подобие «цеха». Хотя с увеличением их числа во времена Навуходоносора среди них встречались как очень зажиточные люди, так и совершенно бедный и неимущий люд.