Иные трактуют эти слова в духе крылатого еврейского выражения: мол, царство Валтасара должно было рухнуть, поскольку его цари присвоили под видом держаний многие обширные государственные владения и сдавали их в аренду ростовщикам‑евреям. Царь (как и Ельцин в России) не только дал им возможность свободно заниматься спекуляциями, но ввел их в свою администрацию. Естественно, вся страна его возненавидела. Царством его овладел Дарий Мидянин, а сам Валтасар был зверски убит, о чем и говорится у Гейне:
Полночный час уж наступал;
Весь Вавилон во мраке спал.
Дворец один сиял в огнях,
И шум не молк в его стенах.
Чертог царя горел как жар:
В нем пировал царь Валтасар…
И царь схватил святой сосуд.
«Вина!» Вино до края льют.
Его до дна он осушил
И с пеной у рта возгласил:
«Во прах, Иегова, твой алтарь!
Я в Вавилоне бог и царь!»
Лишь с уст сорвался дерзкий крик,
Вдруг трепет в грудь царя проник.
Кругом угас немолчный смех,
И страх и холод обнял всех.
В глуби чертога на стене
Рука явилась – вся в огне…
И пишет, пишет. Под перстом
Слова текут живым огнем.
Взор у царя и туп и дик,
Дрожат колени, бледен лик.
И нем, недвижим пышный круг
Блестящих златом царских слуг.
Призвали магов; но не мог
Никто прочесть горящих строк.
В ту ночь, как теплилась заря,
Рабы зарезали царя…
Тема гибели царя привлекала внимание и русских поэтов… Известно, что поэт А. Н. Майков посвятил гибели царя Валтасара стихотворение «Мани – факел – фарес». Однажды в ответ на многочисленные похвалы (а среди почитателей Майкова был и великий князь Константин Романов, пописывавший стихи, считавший старого поэта своим учителем) Майков заметил: «Без мысли о нашем веке что ж было писать о Валтасаре…» Версию гибели Вавилонского царства предложил историк Л. Гумилев, в работе «Этногенез и биосфера Земли» высказав мысль, что причиной трагедии был не только экономико‑политический, а и этнический фактор. Навуходоносор женился на чужеземной царице‑египтянке. В результате его страна подпала под иго пришельцев.
Г. Доре. Пир царя Валтасара
Вдобавок в политику активно вмешалась «семья» (как в России). Жена привлекала к реализации программы перестройки друзей семьи, считая их людьми преданными. Чиновники‑чужеземцы исходили из собственных интересов, а не из интересов страны. Ученый пишет: «Но неужели только одна капризная царица могла погубить огромный город и процветающую страну? Очевидно, ее роль была не решающей. Ведь если бы царем в Вавилоне был местный житель, то он бы либо понял сам, какие губительные последствия несет непродуманная мелиорация, либо посоветовался с земляками, а уже среди тех нашлись бы толковые люди. Но царь был халдей, его войско составляли арабы, советники были евреи, и все они даже не задумывались над вопросами географии покоренной и обескровленной страны». Тут есть резон. В нынешней России многое делалось в угоду «семье» и чужеземцам. В таких условиях никто не знает, кем будет следующий «Валтасар»!
Историческая достоверность вышеописанных событий не высока. Как заметил Веллард, рассказ о «царе Валтасаре» и о письменах на стене скорее всего следует считать сказкой, ибо Валтасар был сыном не Навуходоносора, а Набонида, не царем, а царевичем. И убили его не в Вавилоне, а на западном берегу Тигра во время сражения с персом Киром. И он вовсе не уступил свое царство «мидянину» Дарию. Так же и пророчество Иеремии о том, что Вавилон станет местом запустения и дикости, в конечном итоге исполнилось не потому, что Яхве решил наказать обидчиков евреев, а вследствие продолжительных войн и завоеваний, опустошавших эту землю на протяжении столетий. Замечание справедливо, но воля богов более впечатляет.
Цари Ассирии, Вавилона, как и цари Израиля, пытались поведать людям о своих добрых деяниях и подвигах. Но, видимо, грехов было больше… Безжалостное время не пощадило и ассирийскую державу… С ней произошло то же, что со многими другими странами‑кровопийцами. Ассирийцы сделали из войн ремесло и из грабежей – самую прибыльную работу. Воинственный народ считал более выгодным не занятия земледелием, торговлей и промышленностью, а вел войны. «Война их кормит, их одевает, избавляет от заботы заниматься ремеслом, война заменяет им торговлю, или, лучше сказать, война для них не что иное, как торговая операция». Они воевали против всех (Халдеи, Сирии, Элама, Армении, Египта, Мидии), сражались с кем угодно и когда угодно, лишь бы наполнить все новыми и новыми сокровищами сундуки и увеличить казну государя, заполучив богатства всего мира.