Персидский дом
Война полна жестокости. Жестокость проявляли все воюющие стороны: ассирийцы, вавилоняне, египтяне, иудеи, греки, карфагеняне, македонцы, римляне, германцы, скифы. Не были исключением и персы. Так, Сасаниды подвергали осужденных страшным пыткам и казням. Некий источник («Письмо Тансара») перечисляет орудия пыток: «Слон – вот для чего: шаханшах приказывает бросить под ноги слона грабителя и еретика. А «бык» – это котел, сделанный в форме быка. В нем расплавляли олово и бросали в него преступника. А «осел» был треножником из железа. Некоторых привязывали снизу (за ту штуку, которую они имеют), пока не погибнут. Таким вот пыткам раньше не подвергался никто, кроме колдунов и грабителей».
Триумф Шапура над Валерианом. Рельеф в Накш‑и‑Рустеме
Схожие сцены можно обнаружить и на некоторых произведениях искусства. Так, на большом панно (более 50 фигур), выбитом рядом с Бишапуром, на левом берегу реки Руд‑и Шапур (один из сасанидских рельефов, относящихся к III веку н. э., когда шаханшах Шапур I одержал ряд побед над Римской империей), показан триумф персов над побежденными. Стоит напомнить, что победоносному Риму потребовалось немало усилий, чтобы сохранять господство в восточной части империи, где тот неоднократно сталкивался с персами. Когда в 253 году до н. э. римский император Валериан двинулся на Восток против персов, захвативших тогда Сирию, их царь Пор (римляне называли его Шапуром) разбил Валериана и захватил императора в плен. Рельеф Бишапура изобразил «малый триумф над римлянами» Шапура I (на другой стороне реки). В центре верхнего регистра изображен сидящий на троне шаханшах. Слева – десять фигур сасанидских принцев (в кулахах особой формы) и вельмож. Справа – сасанидские военачальники, знаменосец и солдаты, ведущие трех пленных врагов. Их руки связаны за спиной, а торсы обнажены. В нижнем регистре слева – слуга, ведущий оседланного коня шаханшаха, и одиннадцать фигур сасанидских солдат. Справа – палач, в одной руке которого отрубленная голова человека, в другой – венец с длинными лентами. Тут же еще один палач, несущий в руке отрубленную голову сасанидского вельможи; у ног первого палача – застывший от ужаса ребенок.
Г. Доре. Голова Олоферна
Р. Гиршман так описал эту сцену: «Отрубленные головы враждебных принцев; трагедия царского отпрыска, потерявшего родителей; пленники с обнаженными торсами, со связанными за спиной руками, которых тащит солдатня, – вот те элементы, которые были выбраны шахом, чтобы запечатлеть его победу. Признаемся, что этот рельеф странно не соответствует тем, что мы относим к эпохе Шапура I». В данном случае для нас не столь существенно, отнести сей рельеф к тому шаху или к другому. В дальнейшем Шапур в течение 9 лет, садясь на своего коня, пользовался спиной римского императора вместо подножки и скамейки. Когда римлянин (некогда властитель огромной империи) надоел ему, перс просто приказал живьем содрать с него кожу. Такие вот тогда были нравы, в те негуманные времена. Ну а другого царя, Шапура II, арабские источники за жестокость и вовсе прозвали «заплечником», поскольку он расправлялся с пленными, якобы просверливая им лопатки. Хотя, скажем прямо, жестокими расправами, казнями и отрубленными головами в древности никого не удивишь.
Г. Доре. Кир возвращает евреям сосуды Дома Господня
И тем не менее влияние персов на Запад всегда было значительным… Вспомним, что многие греческие полисы выступали в битвах на их стороне (особенно группировка Гиппия и демократов Алкмеонидов в Афинах). Даже самого полководца Фемистокла подозревали в симпатиях к персам. Достаточно прочесть «Киропедию» Ксенофонта, сочинение, ставшее, по словам Соболевского, своего рода похвальным словом «сократовским принципам и спартанской практике», чтобы убедиться, сколь высоко ценил он существующий в Персии тип правления и воспитания. «Киропедия» означает не что иное, как «Воспитание Кира» (царя персов). Идеалы спартанского воспитания (Ксенофонт преклонялся перед Спартой) переносятся им в Персию. В описании Ксенофонта персы выглядят привлекательно. Кир с детства проявлял такие качества как искренность, правдивость, щедрость, отвагу, отзывчивость, любовь к знаниям (прежде всего к военным). Многие страницы этого произведения посвящены вопросам теории и тактики военного дела. Тут показывается, как Кир расставлял свои части, как сохранял порядок в войсках, как обеспечивал их всеми необходимыми запасами, как щедро одаривал друзей и союзников.