Темнокожий правитель Древнего Египта
Другие же категорически утверждают: «Египетская античность принадлежит Африке, как греко‑римская – Европе». В книге «Культурное единство африканцев» шейх высказал мысль, что в мировой цивилизации издавна идет спор между странами Южного культурного круга, с одной стороны (Ближний Восток, районы южнее Средиземноморья, Африка, Египет), где издавна всецело господствовали матриархальные отношения, обусловливающие гармонию и единство общества, и Северным культурным кругом – с другой. Европейские страны, что лежат на север от Средиземноморья (в основе их институтов и порядков лежал патриархат), сделали главной чертой цивилизации грубое насилие.
В книге «Африка в античности» Т. Обенга писал, что негроиды расселились за пределы Африки в каменном веке, играя преобладающую роль в развитии культуры не только Африки, но Европы и Азии. Ему принадлежит и такое высказывание: «Негры были единственными хозяевами мира в отдаленные эпохи, занимая не только Африку, их родину, но весь юг Европы до Дануба (Дуная) и большую часть Азии». В итоге Обенга утверждал, что фараоны – «африканцы по происхождению». Африканцы считают, что лишь с середины I тысячелетия до н. э. (с захвата Египта сыном Кира Камбисом) Египет можно рассматривать как часть Древнего Востока, а не Африки. Сенегальский ученый Шейх Анта Диоп еще в 1955 году произвел настоящий фурор в науке, выступив с книгой «Негрские нации и культуры». Полагаем, есть доля истины в утверждениях типа: «культура древнего Египта была бы невозможна без культуры Черной Африки». Все они развивались из «общего субстрата». Хотя сам субстрат неоднороден.
Коптский музей
Российский исследователь М. Коростовцев отмечал: «Несомненно, что между белыми и черными африканцами совершался обмен – на равноправной основе – материальными и духовными ценностями, в результате чего сложился общий для белых и черных культурный субстрат. Этот субстрат существовал уже в глубочайшей, доисторической древности за пределами, доступными непосредственному историческому исследованию». Континент вековыми связями все соединял, объединял религии, народы, династии, семьи, культуры.
Коптская церковь в Каире
С давних времен египетская культура привлекала внимание и русских людей… Тут жили и наши собратья по вере – христиане‑копты (от араб. «аль‑кубт», «аль‑кобт»). Слово «копт» произошло от греческого слова «Aigyptos» – Египетгипет‑копт. Копты – коренные египтяне, исповедующие христианство. Это второй по значимости христианский народ Востока. Они считают себя прямыми потомками фараонов. Турки, владевшие Египтом, их так и называли – «потомки фараонов». Алфавит их состоял из 24 греческих и 7 египетских букв и разработан, видимо, первыми переводчиками Ветхого и Нового Заветов. В IV веке на коптский язык была переведена и Библия. Они в ранний период приняли монофизитское учение, которое признавало только божественную природу Христа.
Деревянный коптский крест с изображением Христа
У коптов мир перенял идеи монашества. Из их среды вышел отшельник Антоний Великий, чьи искушения стали материалом для художественных и литературных произведений. Строгой и суровой красотой чаруют коптские кварталы Каира. Старый коптский квартал Каира находится на месте древнеримской крепости, что называлась Вавилоном. Крепость построена римским архитектором и инженером Аполлодором Дамасским, и от нее уцелели две башни – башня Св. Георгия и башня Коптского музея. В Каире есть и Музей коптского искусства (1908). По словам директора музея П. Лабиба, коптские древности в Египте встречаются с 332 года до н. э., т. е. еще с эпохи завоевания Египта Александром Македонским. Сегодня копты составляют примерно 7–8 процентов населения Египта, или что‑то около полутора миллиона человек.