Всадник с копьем
Тогда же скифы вторглись в Иудею, предавая сожжению и смерти все на своем пути, и чуть не захватили Иерусалим. Пророчество Иеремии осуществилось: «Объявите в Иудее, разгласите в Иерусалиме и говорите, и трубите трубой по земле… Выставьте знамя к Сиону, бегите – не останавливайтесь, ибо я привел от севера бедствие и великую гибель… Смой злое с сердца твоего, Иерусалим, чтобы спастись тебе; доколе будут гнездиться в тебе злочестивые мысли? Ибо уже несется голос от Дана и гибельная весть от горы Ефремовой: объявите народам, известите Иерусалим, что идут из дальней страны осаждающие и криками своими оглашают города Иудеи… От шума всадников и стрелков разбегутся все города; они уйдут в густые леса и влезут на скалы; все города будут оставлены, и не будет в них ни одного жителя… Вот я приведу на вас, дом Израилев, – говорит Господь, – народ издалека, народ славный, народ древний, народ, языка которого ты не знаешь и не будешь понимать, что он говорит. Колчан его, как открытый гроб. Все они люди храбрые. И съедят они жатву твою и хлеб твой, съедят сыновей твоих и дочерей твоих, съедят овец твоих и волов твоих, съедят виноград твой и смоквы твои, разрушат мечом укрепленные города твои, на которые ты надеешься… Так говорит Господь: вот идет народ из страны северной, и народ великий поднимается от краев земли. Держат в руках лук и копье; они жестоки и немилосердны; голос их шумит, как море, и несутся на конях, выстроенные, как один человек, чтобы сразиться с тобой, дочь Сиона. Мы услышали весть о них, и руки у нас опустились, скорбь объяла нас, муки – как женщину в родах… От Дана слышен храп лошадей его, от громкого ржания жеребцов его дрожит вся земля, и придут и истребят землю и все, что в ней, города и живущих в них». Молодому иудейскому царю Оссия удалось откупиться от грозных воинов и спасти Иерусалим, поделившись большей частью сокровищ евреев. Таковы сведения о первых «международных контактах», имевших место когда‑то в древнейшей истории между скифами, евреями, египтянами.
Процессия из Карнака. Реконструкция
Разумеется, те, кто посещал священные храмы Египта в Фивах, могли быть свидетелями самых больших празднеств года – «Опет». Действа разворачивались между святилищами Карнака и Луксора, и кульминацией этого праздника был вынос священной лодки Амона‑Ра из храма Карнака. Ладью высшего божества несли 30 жрецов, за ней несли лодку Мут (супруги Амона) и лодку Хонсу (сына Амона). А уже за этими божествами следовали фараон со жрецами и жрицами, двором и воинами, сопровождаемые музыкантами и танцовщицами. Они распевали подобающие празднеству гимны. Зрелище, вероятно, было впечатляющее, незабываемое.
У входа в Луксорский храм
Интерес к Востоку и Египту у русских возник давно (с принятием христианства на Руси и даже ранее). Древнеегипетские мотивы встречаются в скифских ювелирных украшениях. По версии древнегреческого историка Диодора, скифы дошли до Нила, распространив на Египет власть. О встрече египтян и скифов на границе Египта и Сирии писал Геродот. Он говорил иначе: якобы это египетский царь Сесострис переправился из Азии в Европу и покорил скифов и фракийцев… И то и другое более походит на вымысел. А вот связи с народами Причерноморья и Закавказья сомнений не вызывают. Ведь греки в VII веке до н. э. активно осваивали побережье Черного и Средиземного морей, где создали немало колоний (милетцы – Ольвию, гераклейцы – Херсонес). С разрешения фараона Псамметиха I они обосновались и в Египте (город Навкратис). Тут была масса возможностей наладить торговлю. Египетские скарабеи полюбились древнему населению Осетии и Кабардино‑Балкарии. В могилах Пантикапея, Херсонеса, Ольвии находят египетские амулеты (скарабея, фигурки сокола и льва, Беса, Гарпократа и Птаха‑Осириса).