Роспись гробницы царицы Нофрет. Царство Рамсеса II. XIX династия
Но даже если женщины были неверны, мужья прощали им шалости, стоило тем поклясться в своей полной невинности. Женщины Египта пользовались правом на развод, что немыслимо, скажем, для иудеек или женщин Вавилона. Хотя власть мужчин на Востоке непререкаема и жена экономически зависит от них, отзвуки матриархата порой заметны в нравах и поведении Востока. Мать и в Древней Ассирии и Вавилонии занимала в семействе почетное место. Во многих документах имя ее стояло даже прежде имени отца. По ассирийским законам сын, оскорбивший свою мать, подвергался более тяжелому наказанию, чем за оскорбление отца. Однако согласно букве закона мужчина и женщина в Египте были равны в правах.
Изображение Мина
Тема интимных отношений между мужчиной и женщиной на протяжении большей части трехтысячелетней египетской истории оставалась закрытой для посторонних глаз. О том, как пары занимались любовью в те далекие времена, почти ничего не известно, что позволяет предположить, что вопросы эти решались, видимо, удовлетворительно и к взаимному удовольствию. Конечно, все разговоры об особом целомудрии древних египтян безосновательны. Мы помним, как жили первобытные народы (фактически в «свальном грехе»), знаем, как по сей день еще живут некие дикие племена. Об этом свидетельствуют фигуры итифаллических богов или так называемых «конкубинок». У всех народов полным‑полно свидетельств довольно разнообразных поз в половых отношениях (в Азии, Африке, Европе, Латинской Америке). Что мы видим в этом плане в Египте? Эротике уделяется немного внимания в научной литературе. Автор статьи об эротике в шеститомном «Лексиконе египтологии», немецкий профессор Л. Штерк, пишет: вероятно, скромность (и типичное для Запада фарисейство) не позволяли публиковать известный со времен Шампольона первоклассный любовный памятник древнеегипетской культуры – так называемый Туринский эротический папирус (издан лишь в 1973 г. Й. Омлином). В какой‑то мере сей пробел частично восполнила работа Л. Манних «Сексуальная жизнь в древнем Египте». Российскому читателю стоит рекомендовать статью М. Томашевской из журнала «Мир истории» (N№ 4–5, 2002). Воспользуемся и мы ее услугами.
Статуэтка Мина
Статуэтки женщин встречаются с эпохи Бадари и характеризуются определенной позой – руки под грудью. В следующий период (Негада) получают распространение на сосудах фигурки так называемых «танцовщиц», дам с поднятыми вверх и скругленными руками. При взгляде на их фигуры, на их мелодичное покачивание бедрами не верится, что перед нами скорбящие девы. Они больше напоминают танцующих женщин Востока, чьи руки вздернуты вверх и скорее обращены к мужчине, нежели к богу.
Священный бык Апис. Поздний период. Бронза
В династический период, в эпоху Древнего царства подобные статуэтки исчезают. На первые роли вышли мужские божества, играющие ведущие роли в пантеоне богов, олицетворявшие собой поклонение египтян фаллосу (один из них – Мин). К сожалению, на многих рельефах символы мужской силы и плодородия были уничтожены. Даже в известном мифе об Осирисе и Исиде прослеживается борьба за детородный член. Как известно, Осирис был умерщвлен родным братом Сетхом, да еще и расчленен. Но верная жена Исида собрала разбросанные по долине части тела супруга. Однако представьте себе ее разочарование, когда самую существенную деталь тела мужа она не нашла (ее проглотила рыбка). В конце концов ей все же удалось вернуть сокровище… В дендерском храме Хатхор, построенном в Греко‑римский период, есть рельеф с изображением Исиды в образе самки коршуна, парящей над вновь обретенным фаллосом мумифицированного супруга.