С образованием коллегий различные направления управленческой деятельности были распределены в соответствии с профилем каждой из них. Было принято решение раздать по коллегиям дела 1715-1720 годов. Можно отметить утрату документов, связанную с реорганизацией приказов. Так, в связи с реорганизацией Рудного приказа в 1711 году дела со сведениями о его деятельности с 1700 года решили разослать по губерниям. Документы коллегий позволяют получить информацию об организации делопроизводства в новых учреждениях. Так, документацию о распределении денежных средств в системе госаппарата во время организации и проведения коллежской реформы содержит фонд Штатс-контор-коллегии. Они отражают ход налаживания дел по финансированию новых учреждений и упорядочению государственных доходов и расходов, что стало главным в деятельности коллегии с момента ее создания. Этим объясняется наличие в делах коллегии сведений, позволяющих установить бюджеты государственных учреждений (например, коллегии иностранных дел), принципы раскладки денежных сборов по губерниям, меры контроля за получением отчетных документов, за расходами на содержание местного управления. Имеются также данные о жалованье служащим коллегий «для домового их прокормления», финансирования армии. Сенат и Камер-коллегия с большой настойчивостью требуют от губернаторов годовых и помесячных ведомостей о всяких приходах и расходах.
В деятельности канцелярии Сената следует подробнее остановиться на той ее стороне, которая особенно важна для анализа сводных учетных данных о численности госаппарата. Это — решение вопросов о кадрах новых учреждений.
Процесс преобразований, начатый Петром I, сталкивался с противодействием со стороны старой приказной бюрократии, которая не могла быстро перестроиться и усвоить новые порядки. Кадровые проблемы в комплектовании органов государственной власти и управления создавались также сложностью и непопулярностью государственной службы, отсутствием правовых основ чиновничества. В ходе Петровских реформ государственного управления появляются новые чины, которые царь раздавал, основываясь главным образом на личных качествах назначаемых. Необходимо было упорядочить новую систему назначений, отрегулировать производство в чины, законодательно закрепить правовые основы работы с кадрами государственного аппарата. Формирование кадрового состава чиновников государственных органов сопровождалось выработкой принципов подбора и расстановкой государственных служащих. «Генеральный регламент» Петра I от 28 февраля 1720 года определил организационное устройство коллегий, порядок их деятельности и делопроизводство, обязывал руководителей госучреждений постоянно заботиться о том, чтобы канцелярии и конторы принимали на штатные должности компетентных лиц. Профессионализму и специальной подготовке чиновников придавалось важное значение. Для государственных служащих было обязательным знание законов Российского государства.
В отписках в канцелярию Сената в связи с невыполнением поручений часто присутствуют ссылки на нехватку людей. Из Московской губернии писали в доношении, что в Провиантском приказе «лучшие того приказу дьяки от того приказу отлучены…» и без них «пробыть не можно и перемениться в том некем». Московская губерния жаловалась на то, что ввиду своего центрального положения особенно обременена работой и нехваткой людей: «Кроме того, во всякие посылки и в запросы всякими людьми и делами губерния Московская при других губерниях имеет многую обиду без всякого уравнения. Да и приказные люди во время губернского определения разъехались с делами в разные губернии. А московская губерния при других губерниях по крайней близости имеет дела многие, излишние тягости и разволочки и разными служителями зело оскужена и обобрана». Сенату приходилось считаться с таким положением, отмечая, что «тех людей, не приискав им доброй замены, от дел отлучать не можно».[42]
Канцелярия Сената становится центром, где собираются сведения по учету кадров госаппарата. Она занимается не только формированием собственного штата, но и перераспределением подьячих в других учреждениях. Вся эта работа проходила в условиях постоянной нехватки подьячих в центральных и местных учреждениях и в армии. Из Разрядного стола в Сенат поступило доношение, что «у господина генерала фельдмаршала Шереметева, также и в прочих дивизиях, в подьячих имеют нужду». Все это требовало учета имеющихся кадров и, следовательно, составления сводных учетных документов.