В 1826 г. отец Зосима Верховский основывает в Верейском уезде обитель, получившую название "Зосимовой пустыни". Зосима, в миру Захарий, принадлежал к древнему дворянскому роду Смоленской губернии, известному с 1620 г. Среди 20 сестер, прибывших вместе со старцем в Верейский уезд, были две его племянницы – монахини Вера и Маргарита. Старца и сестер приютила Мария Семеновна Бахметова. Она предложила им свой дом на мызе в 60-ти верстах от столицы. Днем основания пустыни можно считать 20 ноября 1826 года, когда на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы сестры из дома благодетельницы перешли жить в новые кельи. Здесь, в глухих лесах началась трудная подвижническая жизнь. Утрени, вечерни, поклонные келейные правила исполнялись неотложно; а в зимние длинные вечера чтение и переписывание "святых духовных книг и рукоделия были их занятием". Современные инструменты контекстной рекламы сайта
Старец Зосима был очень трудолюбив. В лесу, в 5 верстах от обители, он построил маленькую келью и вырыл колодец. В колодце вода, как полагали люди, обладала целебными свойствами. В последствии обнаружились свидетельства "исцеления людей водой из этого колодца, и была там поставлена часовня".
Старец Зосима умер на 67 году жизни в день праздника иконы "Пресвятой Богородицы Всех скорбящих радости" 24 октября 1833 г. Перед смертью он страдал от сильных болей, но переносил свои страдания с кротостью и терпением. Его хоронили на шестой день, и все присутствующие были поражены благолепным его видом, в течение шести суток лицо его нисколько не изменилось, и он лежал в гробу, словно уснувший праведник". В 1838 г. над гробом старца был, воздвигнут каменный храм во имя Пресвятой Троицы.
После смерти старца, обитель возглавила его племянница – монахиня Вера. Мария Семеновна Бахметова пожертвовала землю для общины и оформила ее еще в 1827 г. на имя племянниц отца Зосимы. Последние годы своей жизни она не покидала пустыни. Здесь она и скончалась 13 декабря 1839 года и была похоронена в Троицкой церкви под жертвенником южного придела. Помощь обители оказывали люди разных сословий от купцов до царственных особ. Ктиторами обители были купцы Лепешкины. Семен Логгинович Лепешкин, еще при жизни старца Зосимы, обеспечивал сестер всем необходимым. В 1841 г. он купил огороды в пользу обители. На деньги Лепешкина в обители построили несколько каменных корпусов, ограду с угловыми башенками, амбары и колокольню. Жертвовали на пустынь также купцы Самгины, Пахомовы, Крапивенцовы, крестьянин Камыгин, дворянка Н. Д. Войекова, И. И. Верховский и другие.
Опекала обитель и грузинская царица Тамара, которую, как гласит житие, старец Зосима "будучи еще в живых, исцелил от смертной болезни". По ее прошению в 1841 г. обитель была утверждена Синодом на правах общежития.
К 1855 году соборный Троицкий храм был расширен двумя приделами и освящен. В 1877 г. архимандрит Пимен посетил обитель по своей должности благочинного и оставил воспоминания об этом храме: "Соборный храм посередине монастыря, каменный, трехпрестольный, весьма благолепный, как снаружи, так и внутри".
С давних пор в соседнем селении Рыжкове, в часовне, находилась чудотворная икона "Божией Матери Одигитрии", которую крестьяне, во время нашествия французов в 1812 г., скрывали в чаще леса, на месте будущей обители. 27 июля 1852 года эта икона была перенесена крестным ходом в новый храм во имя Одигитрии, специально для нее построенный над западными воротами ограды. Так сбылись слова акафиста, который любил и часто повторял отец Зосима: "Стена еси девам, Богородице Дево, и всем к тебе прибегающим". Полагают, что икона хранила обитель от напастей. Когда горели окрестные леса и шесть недель полыхал пожар, ветер ни разу не подул в сторону обители.
В 1856 году обитель была преобразована в монастырь. "Митрополит Московский Филарет сам совершал литургию в день этого духовного торжества.
В 1857 году в монастыре возводится храм во имя Рождества Иоанна Предтечи.